Положение о федеральной инспекции труда 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о федеральной инспекции труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.

Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.

Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.

Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.

Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.

При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.

Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.

Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).

КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?

При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.

Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).

Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением

Напоминаем, плановые проверки трудинспекция проводит:

  • 1 раз в 2 года — компании из категории высокого риска
  • 1 раз в 3 года — организации, которым присвоена значительная категория риска
  • 1 раз в 5 лет — компании со средним риском
  • 1 раз в 6 лет — предприятия из категории с умеренным риском

Все чек-листы можно найти в открытом доступе и подготовиться заранее к проверке, проведя аудит по соответствующему вашей деятельности списку вопросов. Мы собрали для вас базу всех чек-листов ГИТ, ее можно скачать по ссылке ниже.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2015 N 701, от 18.11.2016 N 1213, от 16.02.2017 N 197, от 08.09.2017 N 1080, от 22.11.2017 N 1409, от 09.02.2018 N 134, от 30.04.2018 N 530, от 27.12.2019 N 1914)

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Установить, что полномочия, предусматриваемые настоящим постановлением, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 сентября 2012 г. N 875

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.07.2015 N 701, от 18.11.2016 N 1213, от 16.02.2017 N 197, от 08.09.2017 N 1080, от 22.11.2017 N 1409, от 09.02.2018 N 134, от 30.04.2018 N 530, от 27.12.2019 N 1914)

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности (далее — федеральный государственный надзор в сфере труда). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1409)

2. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее — работодатели).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода осуществляется в отношении работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2017 N 197)

3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации: (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 701)

руководителем Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором труда Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 701)

заместителями руководителя Федеральной службы по труду и занятости — заместителями главного государственного инспектора труда Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 701)

руководителем структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, — главным государственным инспектором труда; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 701)

заместителями руководителя структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, — главными государственными инспекторами труда; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 N 701)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2017 N 197, от 09.02.2018 N 134)

1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели), относится с учетом предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящего документа случаев к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящего документа: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.02.2018 N 134)

а) высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

б) значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

в) средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

г) умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

д) низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875

Специалистам по охране труда в медицинских организациях стоит посочувствовать, если в остальных правилах по охране труда изменения были, но незначительные, то у медиков они новые и требований там очень много.

К примеру, по психиатрическим отделениям прописаны детали от и до, как вести себя с пациентам, что говорить, как одеваться, поворачиваться к ним спиной или нет. И так по все отделениям, производственным процессам и по эксплуатации медицинского оборудования.

Есть, конечно, размытые и нечеткие требования, но в целом информации много и теперь необходимо разработать инструкции по охране труда для всех отделений, опираясь на правила по охране труда для медицинских организаций. Работы предстоит много, но делать нужно, потому как при проведении проверки инспектора будут первым делом смотреть, а все ли вы изменили и сделали, когда были внесены изменения по новым ПОТ.

Инструкции нужно разрабатывать не только по должностям, но и по видам работ, например, при работе с кровью и другими биологическими жидкостями, при работе со стерилизатором, при обращении с медицинскими отходами и так далее.

И особенно нужно обратить внимание на то, что необходимо обновить абсолютно все инструкции. Если часть организаций, некоторых сфер деятельности, таких как школы и детские сады вносят изменения в некоторые инструкции, то в медицинских организациях максимально все.

А теперь о не менее важном, какие общие изменения во всех правилах по охране труда в 2021 году.

И первое, допускается применять к охране труда электронный документооборот, то есть вы одним ЛНА организуете сбор электронно-цифровых подписей работников и в дальнейшем при проведении обучения используете эти ЭЦП.

Не знаю, на сколько это будет реализовано на практике, потому как многие работники 100% будут категорически против, особенно в небольших городах. Данное требование больше подойдет для больших организаций, потому что небольшим компаниям до этого ещё далеко, деньги на спецодежду найти бы.

Но к этому уже давно все шло, и потока полностью так ни в одной организации не реализовано, потому как от живой подписи сложно отказаться. Как мы все прекрасно знаем охрана труда – это безопасность работников и работодателя, а для последнего это, когда у вас есть возможность предоставить инспектору живую подпись 🙂 Но в целом полностью электронный документооборот – это очень удобно, отрицать не стоит.

Второе общее нововведение – это требование проводить оценку профессиональных рисков, снижать их, то есть в ТК РФ еще обязательное требование не внесено, а в ПОТ уже эта обязанность есть.

Если у вас оценка рисков еще не проведена, рекомендую в кратчайшие сроки к этому вопросу приступить.

И третье общее нововведение – это разрешение работодателю на видео и аудиофиксацию при выполнении работ, также с целью снижения риска. Не так давно ко мне обратился за консультацией руководитель большого строительного подразделения, суть его вопроса заключалась в том, что их работодатель обязывает проводить инструктажи с видеофиксацией. Ему нужно было доказать, что она недопустима.

Работодатель ввел данное требование для того, чтобы быть уверенным, что до работников доносится максимально полностью информация по безопасному проведению работ. Возможно мастера это и делают, но время для съемки, сохранения и отправки файлов тоже занимает время, а хочется побыстрее “отстреляться” и пойти выполнять работу, чтобы вовремя уйти домой.

Производство работ включает в себя, в том числе, проведение инструктажей и работодатель имеет полное право требовать не только выполнение профессиональных обязанностей, но и всех инструктажей и обучения. Все нацелено на то, чтобы минимизировать риски травмирования работников в каждой организации.

Вообще во всех измененных ПОТ сказано, что работодатель может устанавливать свои более жесткие требования по охране труда, чтобы обеспечить безопасность работников.

Вопросов по изменениям в правилах по охране труда в 2021 году остается много, которые в рамках одного мероприятия или статьи не разобрать, поэтому перед проведением и после вебинара собрала все поступившие вопросы от специалистов и подробно разобрала их в видеоформате.

И переходим к самому злободневному вопросу, что же делать в связи с переменами? Отсрочки по изменениям никакой нет, где-то я читала, что дается 1 месяц, нет это неправда. Поэтому организуйте мероприятия в кратчайшие сроки, если новые изменения в 2021 году в правилах по охране труда вас коснулись.

Первое, что нужно сделать, это переработать инструкции по охране труда и параллельно заключить договор с учебным центром, чтобы направить на внеочередную проверку знаний (ВПЗ) комиссию по охране труда и лиц, ответственных за безопасное производство работ на местах, то есть тех кто проводит инструктажи.

Также, пока проходит заключение договора и само обучение в УЦ, нужно переработать программы проведения инструктажей на рабочих местах.

Хочу обратить ваше внимание, что инструктажи проводить без обучения ответственных нет смысла, это будет считаться фикцией.

Далее когда всем в УЦ проведели внеочередную проверку знаний, проводите на местах в организации ВПЗ, но только тех работников, к которым внесенные изменения в правилах относятся, и внеплановый инструктаж по той же схеме.

Недавно был вопрос на блоге, как документально это оформить. Готовите приказ по предприятию, что на основании изменений в правилах по охране труда необходимо провести внеочередную проверку знаний следующим работникам в срок до, и внеплановый инструктаж, указываете кто проводит, кому и в какой срок.

Июль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства

В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Установить, что полномочия, предусматриваемые настоящим постановлением, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — федеральный государственный надзор в сфере труда).

2. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее — работодатели).

3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации:

руководителем Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором труда Российской Федерации;

заместителем руководителя Федеральной службы по труду и занятости — заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

начальником структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости — заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации;

заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации;

заместителем начальника структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости — главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда;

начальниками отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которых возложены вопросы организации и осуществления федерального государственного надзора в сфере труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда;

главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости;

руководителями государственных инспекций труда — главными государственными инспекторами труда в соответствующем субъекте Российской Федерации;

заместителями руководителей государственных инспекций труда — заместителями главных государственных инспекторов труда в соответствующем субъекте Российской Федерации (по направлениям деятельности);

начальниками отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителями, являющимися главными государственными инспекторами труда соответствующих инспекций труда;

главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами государственных инспекций труда (далее — государственные инспекторы труда).

Главное про изменения по охране труда в 2021 году и порядок действий

Таким образом, проверки работодателей всех форм собственности и работодателей на правах физических лиц проводятся по всей огромной территории Российской Федерации с целью обнаружения и устранения непорядков в сфере трудовых отношений и безопасных условий труда.

Государственная инспекция труда уполномочена:

  • провести проверку и зафиксировать сей факт актом;
  • выдать письменное предписание с указанием конкретных сроков для устранения нарушений;
  • в случае неисполнения составить протокол об административном правонарушении;
  • подготовить ряд необходимых документов для привлечения виновных к ответственности по всей строгости закона.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации.

Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения на предприятии.

Нормативные документы по охране труда 2021

Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

  1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
  2. Контроля над занятостью всех групп населения.
  3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
  4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
  5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
  6. Информационных технологий.
  7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
  8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.

Роструд ведет свою деятельность через территориальные государственные подразделения, среди которых:

  • столичные и региональные центры занятости населения, обеспечивающие работодателям доступ к базе данных претендентов на вакансию, а гражданам, ищущим работу: подходящие рабочие места. В центрах работники могут пройти курс переобучения, устроиться на работу по другому профилю;
  • инспекции по труду, призванные отслеживать нарушения и бороться с ними в каждом из субъектов Российской Федерации;
  • управления, регулирующие коллективные споры. Возникла тенденция разделения этих организаций по сферам деятельности работников. Например, не так давно создано объединение театральных работников, призванное урегулировать споры, возникающие исключительно в театральной среде.

В этом материале, который постоянно обновляется, вы можете узнать, какие правила по охране труда вступили в силу уже с 01.01.2021 года, ознакомиться со списком изменений по отраслям с отсылками к устанавливающим их НПА.

Сейчас задача каждого специалиста по охране труда — привести в соответствие с новыми нормами документы организации и провести ряд мероприятий, инструктажей и обучений по ОТ. В помощь вам мы подготовили пошаговый гайд.

Пункт 3.3 Постановления Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.01.2003 № 1/29 предписывает при введении новых нормативов провести у работников внеочередную проверку знаний по охране труда.

Здесь есть свои нюансы:

  • Для тех, кто обучался по ОТ в Учебном центре — внеочередная проверка также проводится в Учебном центре
  • Остальным работникам внеочередная проверка проводится внутренней комиссией

Важно также иметь в виду, что:

  • Если внеочередная проверка не будет проведена, удостоверение работника становится недействительным! Подробнее об удостоверениях
  • Внеочередная проверка на отменяет, не заменяет и не продлевает очередную проверку знаний!

Итак, если изменения коснулись правил по охране труда, непосредственно касающихся производственной деятельности компании, необходимо:

  • Издать приказ о проведении мероприятий в связи с вводом в действие новых правил. В приказе определить сроки прохождения обучения в УМЦ, график проведения внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний по ОТ, назначить ответственных за проведение инструктажа.
  • Направить на внеочередную проверку знаний по ОТ в УМЦ членов комиссии/ответственных по ОТ.
  • Проведение внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний для работников (проводят ответственные по ОТ).

Учебно-методический центр «ЭКОСТАНДАРТ» уже обновил учебные программы в соответствии с последними изменениями. Закажите обучение по охране труда и пожарно-техническому минимуму (ПТМ)

  1. Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
  2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  3. Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.
  4. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

    Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.

    По состоянию на 01.01.2013 в ведении Федеральной службы по труду и занятости находилось 82 государственных инспекции труда в субъектах РФ. Установление федерального уровня системы федеральной государственной инспекции труда определено конституционным принципом федеративного устройства Российской Федерации.

    Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Чаще всего к тому, что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке, относятся кадровые бумаги, внутренние локальные акты и документы, различные приказы, положения, штатное расписание и пр.

    У вас, скорее всего, была переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Оплатить дни…

    Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства РФ и законодательства об охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав работников. Часть 2 ст. 355 ТК более подробно определяет круг первоочередных задач федеральной инспекции труда и ее органов на местах.

    Наша компания поможет Вам актуализировать системы управления охраны труда в соответствии с новыми правилами охраны труда.

    Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач.

    Если обнаружится несоответствие Положения о СУОТ требованиям ОТ, включая Типовое положение, то это будет расцениваться как отсутствие у нанимателя Положения о СУОТ.

    Сеть «Техэксперт» предоставляет комплексный набор услуг, включающий в себя все, что может потребоваться специалисту, работа которого связана с анализом и применением зарубежных и международных стандартов.

    Работодателям сообщают, что с 1 января 2021 года начали использоваться 40 новых правил по охране труда. Те, что действовали до этого времени, упразднены. Требования правил по ОТ, которые считаются утратившими силу, сейчас включены в проверочные листы, закрепленные в применении приказом ведомства от 10 ноября 2017 года № 655.

    Уникальная система, в которой аккумулируется информация о поддержке организаций и граждан в условиях кризиса, возникшего на фоне пандемии.

    Продолжительность проверки – не более 20 рабочих дней (в отношении малого бизнеса – максимум 50 часов в год, микропредприятий – 15 часов в год). В исключительных случаях этот срок могут продлить ещё не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий – не более чем на 15 часов).

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2017 N 197, от 09.02.2018 N 134)

    1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее соответственно — юридические лица, индивидуальные предприниматели), относится с учетом предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящего документа случаев к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящего документа: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.02.2018 N 134)

    а) высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

    б) значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

    в) средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

    г) умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

    д) низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

    2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

    Изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства

    В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    2. Установить, что полномочия, предусматриваемые настоящим постановлением, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Председатель Правительства Российской Федерации

    Д. Медведев

    Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

    1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — федеральный государственный надзор в сфере труда).

    2. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее — работодатели).

    Основным органом, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства во всех без исключения организациях, является Федеральная инспекция труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

    Возглавляет и руководит ее деятельностью главный государственный инспектор труда, который назначается и освобождается от должности Правительством РФ.

    Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

    Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.

    Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

    • Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия и охрану труда.
    • Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    • Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    • Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Федеральная инспекция труда обладает следующими основными полномочиями:

    • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «О негосударственных пенсионных фондах»

    • Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2020)

      «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    • Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 30.12.2020)

      «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 30.11.2020 N 291-рп

      «О назначении официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»»

    • Указ Президента РФ от 06.10.2020 N 616

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 28.01.2020 N 20

      «О размещении информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.02.2020 N 57637)

    Все документы >>>

  5. Давайте посмотрим основные элементы в данном документе, касающихся взаимодействия федеральной инспекции труда, работников и работодателей.

    Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

    Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

    Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

    Плановые проверки проводятся государственными инспекторами труда на основании разрабатываемых в соответствии с полномочиями федеральной инспекции труда ежегодных планов не чаще чем один раз в 3 года.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является:

    Основными задачами правовой инспекции труда профсоюзов являются:
    2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
    2.2. Правовая защита социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.
    2.3. Отстаивание прав и интересов работников при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, внесении изменений и дополнений в них, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.
    2.4. Взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора), органами местного самоуправления.
    2.5. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

    Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства правовые инспекторы труда профсоюзов наделяются следующими полномочиями:
    3.1. В целях проведения проверок и оказания правовой помощи членам профсоюзов в порядке, установленном Положением о правовой инспекции труда членской организации ФНПР, при предъявлении удостоверений установленного образца (Приложение N 1) беспрепятственно в любое время суток посещать любых работодателей, у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение организаций профсоюзов.
    Особенности проведения проверок в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются с учетом нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
    3.2. Запрашивать и беспрепятственно получать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.
    3.3. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений (приложение N 2), контролировать их выполнение, добиваться устранения выявленных нарушений в установленном законодательством порядке.
    3.4. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства (приложение N 3).
    3.5. Готовить для направления в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, вышестоящие органы хозяйствующего субъекта, собственникам (учредителям) материалы с предложениями принятия к виновным в невыполнении представлений (требований) мер уголовного, административного, дисциплинарного воздействия.
    3.6. При осуществлении указанных проверок взаимодействовать с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, другими органами государственного контроля (надзора). Участвовать в совместных с указанными органами проверках соблюдения трудового законодательства.
    3.7. В установленном законодательством порядке защищать социально-трудовые и другие гражданские права и профессиональные интересы членов профсоюзов, профсоюзных организаций.

    Все проверки со стороны трудовой инспекции строго регламентируются нормами трудового и федерального законодательства. В каждом региональном субъекте могут разрабатываться собственные нормативные акты, предусматривающие проверки территориальной инспекции по труду.

    «Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875».

    «Статья 353 ТК РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    Любой работодатель хотя бы раз задумывался над вопросом о том, как подготовиться к проверке трудовой инспекции в 2021 году. Если проверка плановая и известная ее точная дата, подготовиться действительно можно. Хуже, если инспекции приходит с проверкой неожиданно или до ее начала остается не более суток. Вариант выхода из ситуации один – всегда держать внутреннюю документацию в порядке.

    Если у вас остались вопросы по статье 356 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

    При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

    Особенности проверки работодателей трудинспекцией в 2021 году

    Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

    Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

    В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

    Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

    В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

    1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

    2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, в ред. от 19.06.2012);
  • Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости» (в ред. от 28.01.2011);
  • Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости (утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 01.07.2009 № 378н, в ред. от 25.08.2010);
  • Регламент Федеральной службы по труду и занятости (утвержден Приказом Роструда от 11.09.2007 № 211, в ред. от 24.05.2010).

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и полномочия федеральной инспекции труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Конвенция № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947, ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ);
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012);
  • Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010).

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Новые правила в охране труда 2021: пошаговый гайд, как разобраться в изменениях

Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.

Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.

Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.

Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.

В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:

  • устав;
  • штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
  • трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
  • положение о премиальных надбавках;
  • график отпусков;
  • книги приказов;
  • трудовые книжки.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Заключение трудового договора», где объясняется как происходит прием на работу

Или узнайте ЗДЕСЬ как грамотно заключить договор подряда

Итоги проверки должны оформляться соответственно: должен быть составлен и подписан акт в двух экземплярах и сделана запись в журнале учета проверок (этот журнал оформляете вы по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141). К акту могут быть приложены протоколы анализов товаров, которые вы производите, протоколы экспертиз, объяснения трудящихся, предписания, которые вам предстоит выполнить, а также другие документы, в рамках осуществленной проверки.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то вы получите предписание об их устранении. Если не исправить все в нужный срок, то придется платить штрафы или ваша деятельность вообще может быть приостановлена. Штраф может быть наложен на вас как ИП, на вашего директора или на главного бухгалтера. Размер штрафа варьируется от 1 до 100 тысяч рублей, все зависит от тяжести нарушений.

Решение, принятое по результатам проверки, может быть обжаловано вами. Сделать это можно у руководителя инспектора, который вас проверял, а также у главного государственного инспектора труда или в суде.

Регулярность проверок зависит от категории риска или определенного класса опасности деятельности организации:

Категория риска Регулярность
высокая 1 раз в 2 года
значительная 1 раз в 3 года
средняя не чаще 1 раза в 5 лет
умеренная не чаще 1 раза в 6 лет

К какой категории риска относится предприятие, можно узнать на сайте Роструда.

Классификация происходит в автоматическом режиме, исходя из данных о задолженностях по зарплате, травматизме на предприятии, численности сотрудников и некоторых других параметров.

Работодатель имеет право подать запрос в Роструд о снижении класса риска. Для этого достаточно направить в ведомство документы, подтверждающие категорию риска.
Сроки рассмотрения запроса:

  • 15 рабочих дней на принятие решения;
  • 3 рабочих дня на отправку ответа.

Если проверка плановая, то чаще она выездная.В обязанности инспекции входит обязательное оповещение работодателя минимум за 3 рабочих дня до проверки.

Уведомлением считается копия распоряжения (приказа), направленная одним из следующих способов:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • письмом по электронной почте на официальный адрес предприятия;
  • другим доступным способом передачи письма.

В уведомлении о проверке обязательно указываются номера проверочных листов, по которым будет проходить контроль, из Приказа Роструда № 655 от 10.11.2021 г.

При проведении плановой проверки используется чек-лист.
Новым регламентом предусмотрена обязанность ГИТ на запрос только определенных документов, доказывающих соблюдение требований закона по охране труда и обеспечение прав работников.

Согласно Регламенту № 160, работодатель может не предоставлять инспекции следующие документы, которые:

  • не относятся к теме проверки (п. 59);
  • инспекция может получить в других ведомствах (п. 14);
  • предприятие не обязано оформлять;
  • были отправлены ранее и в которые не вносились изменения.

Например, если разработанный год назад СУОТ предприятия не менялся, его не надо повторно отправлять в инспекцию.
Сроки отправки документов составляют 10 дней после получения запроса инспекции.

Статья 354 ТК РФ. Федеральная инспекция труда (действующая редакция)

Чтобы подготовиться к проверке, нужно привести в соответствие требования проверочных листов и их исполнение на предприятии.
Возможные вопросы инспектора:

  1. Наличие на предприятии ответственного за охрану труда.
  2. Своевременность проведения инструктажей и обучения сотрудников.
  3. Соответствие проводимых медосмотров требованиям законодательства.
  4. Обеспечение работников необходимыми СИЗ.
  5. Проведение на предприятии СОУТ – специальной оценки условий труда.

Факты несчастных случаев на предприятии и меры по устранению их причин.

По окончании проверки организация получает следующие документы:

  1. Акт, в котором указываются объекты проверки.
  2. Предписание с описанием выявленных нарушений и сроками по их устранению.

Если в ходе проверки часть нарушений была устранена, то они все равно вносятся в Предписание с пометкой об их устранении.

Сроки направления Акта работодателю – 3 рабочих дня.Получить документ можно сразу на месте проверки под расписку или в инспекции.

В случае отказа от получения Акта представителями предприятия документ направляется в организацию заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней.

На предприятие налагается штраф, если Предписание не выполнено или выполнено не полностью.
Размеры штрафа (по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет;
  • для предпринимателей – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Электронный ресурс онлайнинспекция.рф дает возможность работодателям пройти самопроверку на предмет соответствия требованиям трудового законодательства. В 2021 году такую самопроверку прошли около 550 тысяч компаний. Результаты самопроверки не радужные.

Результат большой трудовой проверки: у трети компаний зафиксированы критические нарушения в вопросе трудовых отношений.

32 % компаний успешно прошли проверку,

35% компаний получили замечания,

33 % компаний имели критические нарушения.

  • Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Отдел надзора и контроля по общим вопросам трудового законодательства
  • Отдел надзора и контроля по вопросам оплаты труда
  • Отдел надзора и контроля по вопросам особенностей регулирования труда отдельных категорий работников
  • Отдел надзора и контроля по отраслевым вопросам охраны труда и экспертизы условий труда
  • Отдел надзора и контроля по вопросам расследования и учета несчастных случаев на производстве
  • Отдел по вопросам социального партнерства
  • Организационно-методический отдел
  • Сводно-аналитический отдел

Положение о федеральной инспекции труда 2021

Федеральные органы исполнительной власти России (c 21 мая 2012 года)
В ведении Президента Российской Федерации
Министерства со службами и агентствами
Федеральные службы
Федеральные агентства
В ведении Правительства Российской Федерации
Министерства со службами и агентствами
Федеральные службы
Федеральные агентства

Wikimedia Foundation . 2010 .

§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.

В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).

Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Подать жалобу в Трудовую инспекцию по Москве можно несколькими способами:

  • Лично
  • Отправить по Почте
  • При личном обращении гражданина проблем с подачей заявления не возникает. Он должен привезти жалобу в 2-ух экземплярах в инспекцию. Один экземпляр жалобы будет зарегистрирован как входящий документ – ему присвоен номер. Этот номер, а также дату принятия жалобы, секретарь поставит на экземпляр, который останется у заявителя. В течение 30 дней, начиная с момента приёма заявления, заявителю должен прийти ответ.

    При отправлении заявления Почтой, необходимо оформить письмо как заказное с уведомлением и описью вложенного. Когда уведомление вернётся заявителю, на нём будет указано число принятия письма. С этой даты начинается «отсчёт» 30 дней.

    При подаче жалобы, работник должен указать:

    • Свои данные
    • Свой электронный адрес и телефон
    • Данные работодателя
    • Его фактический и юридический адрес
    • Тип организации – бюджетная или внебюджетная
    • Свою должность
    • Информацию о руководителе

    Затем необходимо описывать свою проблему. Сделать это нужно грамотно, с точки зрения русского языка и стилистики обращения. Нельзя использовать оскорбительные выражения и жаргонизмы. Жалоба должна быть краткой и содержательной, все факты должны быть достоверны и проверены. Заявитель может приложить к жалобе документы, в виде прикреплённых файлов различного формата.

    Затем указть свои требования, которые нужно просто о. После этого, жалобу можно отправлять.

    Москве – ул. Домодедовская, д. 24, корпус 3. Добраться до инспекции можно следующим образом – от м. Домодедовская сесть на автобусы № 148, 694, 766, 274 или на маршрутное такси № 564м, 635м.

    Приём граждан по вопросам, связанным с трудовыми правами, в порядке «живой» очереди производится по адресу ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1 стр. 1 (левая сторона двухэтажного торгового здания), вывеска на входе «Базовый центр охраны труда ЮВО г. Москвы»; от ст. метро Братиславская, далее маршрутное такси № 520 м, 517 м, 526 м, 5 остановок до Краснодонской улицы, пешком 500 метров. Время приёма — понедельник, вторник с 10-00 до 17-00 (обед 13.00-14.00); четверг с 09-00 до 13-00; пятница с 10-00 до 15-45.

    В начале стремительного развития рыночной экономики российским властям стало понятно, что некоторые ее процессы необходимо регулировать путем создания новых организаций. Среди прочих государственных объединений в 2004 году возникла Федеральная служба, которую сокращенно до настоящего времени именуют Роструд. Это государственный орган исполнительной российской власти, призванный контролировать и упорядочивать процессы, происходящие в сфере трудовых отношений.

    Летом 2004 года Правительство утвердило Положение, регламентирующее деятельность этого российского федерального органа. В 2012 году в Положение были внесены поправки, в таком виде госорган действует до настоящего времени.

    Российские власти не создавали организацию на пустом месте. В СССР существовали специальные бюро, занимавшиеся трудоустройством населения страны и его информированием о свободных вакансиях. Действовали эти организации в условиях плановой экономики, современный Роструд взял на себя выполнение иных задач: регулирование занятости и контроль над соблюдением трудового права в условиях капиталистических отношений. В современных производственных условиях работник также может надеяться на защиту своих интересов при нарушении законов со стороны работодателей.

    Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.

    1. Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
    2. Контроля над занятостью всех групп населения.
    3. Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
    4. Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
    5. Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
    6. Информационных технологий.
    7. Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
    8. Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.

    Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий