Закон о медицинском страховании на 2021 год в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о медицинском страховании на 2021 год в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 18. Статус и активы фонда

1. Фонд является некоммерческой организацией в организационно-правовой форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого является Правительство Республики Казахстан.

2. Органами фонда являются:

1) высший орган – единственный акционер;

2) орган управления – совет директоров;

3) исполнительный орган – правление;

4) иные органы в соответствии с уставом фонда.

3. Фонд создает службу внутреннего аудита.

4. Активы фонда формируются за счет:

1) отчислений, взносов, пени, полученной за просрочку уплаты отчислений и (или) взносов, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда;

2) иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан поступлений в фонд.

5. Активы фонда размещаются на счетах, открытых в Национальном Банке Республики Казахстан, и могут быть использованы исключительно для следующих целей:

1) оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

2) размещение в финансовые инструменты, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан;

3) возврат излишне уплаченных сумм отчислений и (или) взносов, иных ошибочно зачисленных средств.

6. Активы фонда не могут быть:

1) предметом залога;

2) взысканы по требованию кредиторов;

3) предметом ареста или иного обременения имущества;

4) взысканы инкассовым распоряжением по обязательствам фонда и третьих лиц;

5) переданы в доверительное управление, за исключением случаев, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона;

6) предметом обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства.

Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Деятельность фонда

1. Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда. Предельная величина процентной ставки комиссионного вознаграждения ежегодно устанавливается Правительством Республики Казахстан.

2. Собственные средства (имущество) фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения и иных поступлений в фонд, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

3. Фонд осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к государственной монополии:

1) аккумулирование отчислений и взносов;

2) оплата услуг субъектов здравоохранения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

3) иные виды деятельности в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

4. Фонд осуществляет следующие виды деятельности, технологически связанные с государственной монополией:

1) ведение учета потребителей медицинских услуг в рамках обязательного социального медицинского страхования;

2) ведение учета субъектов здравоохранения, осуществляющих оказание медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования;

3) управление проектом по созданию и развитию информационной системы и электронных информационных ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования.

5. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом.

6. В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными законами РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 25.06.2020 № 347-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 20. Права и обязанности фонда

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 40. Переходные положения

Установить, что с 1 января до 1 июля 2020 года право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования распространяется на всех лиц, в том числе на лиц, за которых отчисления и (или) взносы в фонд не поступали.

Установить, что до 1 июля 2021 года самостоятельные плательщики уплачивают взносы в фонд не менее трех месяцев подряд, предшествующих дате получения медицинской помощи.

Сноска. Статья 40 в редакции Закона РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 07.07.2020 № 361-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.06.2021 № 52-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 41. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 марта 2016 года, за исключением:

пункта 1 статьи 5, который вводится в действие с 1 июля 2020 года;

пунктов 2–4 статьи 5, статей 6 и 7,которые вводятся в действие с 1 января 2020 года.

2. Установить, что часть вторая пункта 3 статьи 5 настоящего Закона действует до 31 декабря 2020 года.

3. Установить, что пункт 2-2 статьи 5 настоящего Закона действует до 1 июля 2021 года.

4. Приостановить до 1 июля 2021 года действие подпункта 6) пункта 6 статьи 30 настоящего Закона.

Сноска. Статья 41 в редакции Закона РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018); от 07.07.2020 № 361-VI(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.06.2021 № 52-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ОСМС – это процедура, позволяющая за счет регулярных финансовых отчислений формировать активы, которые будут оплачивать полученную медпомощь. Население РК сможет не только получать медицинские услуги за счет сделанных взносов, но и самостоятельно выбирать организации здравоохранения, в которых удобнее наблюдаться и получать помощь.

Нововведение утверждено Законом об обязательном медицинском страховании №405-V, который был введен в действие 16 ноября 2015 года. Основанием для его разработки стал Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Законодательные нормы очерчивают круг правил и обязанностей для плательщиков взносов. Приказ Министерства здравоохранения РК № 478 от 30.06.2017 года разъясняет, как рассчитать размер выплат и перечислить их в бюджет и уточняет размеры штрафных санкций при не своевременных начислениях.

Взносы на ОСМС в 2021 году в Казахстане вырастут

Законодательство предусматривает ряд категорий, которые не обязаны выплачивать налоговые отчисления на ОСМС.

От уплаты взносов на медицинское страхование освобождены:

  1. Лица, за которых перечисления производит государство – несовершеннолетние дети, люди пенсионного возраста, инвалиды всех категорий, безработные, если они состоят на учете и получают пособие;
  2. Военнослужащие, проходящие срочную службу или работающие по контракту;
  3. Сотрудники правоохранительных органов;
  4. Госслужащие, числящиеся в специальных отделах.

Работодатели также обязаны производить отчисления далеко не за всех работников. На некоторых из них медстрахование оформляется в рамках государственных гарантий.

Наниматель не обязан отчислять денежные средства в Фонд социального страхования на:

  1. Несовершеннолетних;
  2. Сотрудников, которые в данный момент находятся в специальных отпусках – в связи с рождением малыша, по уходу за ребенком до трех лет, по усыновлению новорожденного;
  3. Работающих пенсионеров;
  4. Участников и инвалидов ВОВ;
  5. Инвалидов;
  6. Военнослужащих;
  7. Сотрудников спецорганов и правоохранительных структур;
  8. Учащихся очных отделений всех уровней послешкольного образования;
  9. Многодетных матерей, если они имеют звание «Мать-героиня», награждены орденами «Материнская слава» 1-ой и 2-ой степени или подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа».

Каждый представитель льготной категории будет иметь оформленный страховой полис, пользоваться которым можно в предусмотренных по закону рамках.

Сумма отчислений на ОСМС рассчитывается в процентах от принятого объекта исчисления. В каждом случае этот базовый показатель рассчитывается по-своему:

  1. Взносы от государства, которые производятся за социально незащищенные слои населения, считаются исходя из установленной в РК среднемесячной зарплате. Она рассчитывается на основании данных взятых за последние два года;
  2. Отчисления нанимателей и работников делаются из расчетов заработной платы, насчитанной за прошедший период, за минусом доходов, которые не облагаются взносами по ОСМС;
  3. Для ИП, индивидуалов и самозанятых показателем признается сумма двух минимальных заработных плат (МЗП). Размер МЗП устанавливается официально при принятии бюджета. Не подлежат выплатам лишь те категории, которые официально приостановили свою деятельность;
  4. Индивидуалы и ИП, не подающие временно налоговую отчетность, а также лица, выехавшие за рубеж, уплачивают взносы с одной минимальной заработной платы, при условии, что их доходы не превышают 15 МЗП;
  5. Иные категории налогоплательщиков, например домохозяйки, лица, получающие доходы с собственного хозяйства, безработные и др., уплачивают взносы с одной МЗП.

При исчислении взносов важно такое понятие как максимальный уровень дохода. На 2019 год он установлен в размере 10 минимальных заработных плат. С суммы, превышающий данный доход, проценты не отчисляются.

Перечисление платежей производится:

  • Безналичным способом, путем перевода средств на счета налоговой инспекции, которая впоследствии перенаправляет их в соцфонд;
  • Наличными деньгами в банк.

Безналичный способ используется работодателями и предпринимателями, если у них есть расчетный счет. Иные плательщики вносят платежи наличными.

При уплате взносов за работающих лиц, следует прилагать к платежному поручению особый перечень. В нем указываются следующие данные:

  • ФИО работника;
  • Дату рождения сотрудника;
  • Сумму взноса;
  • Период, за который производится отчисление.

Независимо от статуса плательщика и размера ставок, применяемых к налогоплательщику ОСМС, высчитанные взносы и отчисления должны перечисляться до 25-го числа месяца идущего за расчетным. Есть и еще одна обязательная к применению дата – 15-ое число. До середины месяца наниматели обязаны представить работникам отчет об исчисленных на медстрахование суммах. Делать это рекомендуется письменно. Соответствующую строку можно добавить в расчетный листок.

Не соблюдение установленных сроков, а также не правильно рассчитанные суммы взносов и отчислений, налагают на плательщика материальную ответственность. При перечислении средств на счет получателя позднее 25-го числа с плательщика взыскивается пеня. Ее размер высчитывается как 1,25 от ставки рефинансирования Нацбанка Казахстана на день просрочки. Пеня начисляется за каждый просроченный день, включая и дату оплаты. Если налогоплательщик не уплачивает взносы и пеню самостоятельно, то она взыскивается с его счетов, причем не только в национальной валюте, но и в иностранной.

Работодатель, с которого принудительно взыскиваются отчисления, обязан представить письменные расчеты по каждому работнику. Если это требование не выполнено в отведенные сроки, то счета подлежат временной блокировке.

Норма по введению обязательных отчислений на медицинское страхование позволит обращаться за врачебной консультацией или получать лечение в любой момент, без необходимости оплачивать стоимость услуг по прейскуранту. Для получения медицинской помощи владельцу медстраховки в Казахстане необходимо пройти особую процедуру.

Первый шаг к получению медобслуживания в рамках ОСМС состоит из прикрепления к выбранному медицинскому учреждению. Государство никак не ограничивает застрахованного в выборе. Теоретически он может прикрепиться к любой выбранной поликлинике, независимо от места регистрации и проживания. Но есть определенные подводные камни, которые стоит учитывать. При выборе медучреждения, которое находится далеко от адреса постоянного проживания, вызвать на дом врача не получиться. Такому пациенту придется самому приходить на прием, даже в тяжелом состоянии.

Для регистрации в больнице пациенту потребуется:

  • Предоставить паспорт;
  • Заполнить бланк заявления для постановки на учет.

Выбранная организация может меняться на другую, более удобную и комфортную для пациента.

Введение обязательного страхования не отменяет базового пакета бесплатных услуг, которые предоставляются населению и сегодня.

Фактически вся медпомощь будет подразделяться на два раздела:

  1. Базовый – это гарантированный объем услуг, который может получить каждый человек бесплатно. Получить обследование и лечение в рамках базовых условий могут только граждане РК и оралманы;
  2. Обязательная социальная медстраховка – в нее входят услуги, не являющиеся изначально бесплатными. Стоимость их получения компенсируется из соцфонда, но только на тех людей, которые являются плательщиками взносов.

В базовый бесплатный пакет включены следующие услуги:

  • Включенные в перечень социально значимых заболеваний;
  • Болезни, представляющие опасность для окружающих;
  • Срочная доставка больных к месту лечения при помощи специализированного транспорта, в том числе и санавиации;
  • Скорая помощь;
  • Прививки, входящие в базовую систему профилактики.

В рамках ОСМС предоставляются следующие услуги:

  • Обследование и прием в поликлиниках;
  • Диагностика и лабораторные исследования;
  • Стационарное лечение и нахождение в больницах на дневном пребывании;
  • Сестринский уход;
  • Реабилитационные;
  • Паллиативная помощь.

В рамках услуг пациенты получают доступ ко всем высокотехнологичным инструментам обследования и лечения.

Памятка по исчислению ООСМС и удержанию ВОСМС в 2021 году

Одной из самых главных задач Фонда является защита прав пациента. Поэтому экспертами Фонда проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверки причин отказа в ее предоставлении.

Однако, зачастую граждане не знают куда обращаться, чтобы защитить свои права, если столкнулись с непониманием при обслуживании в медорганизациях.

Способ 1. Служба поддержки пациента.

Не теряя время, обратиться в созданную для контроля оказания медуслуг службу поддержки пациента и разрешить ситуацию на месте.

*данная служба работает в каждой медицинской организации

В каждой клинике эта служба:

  • проводит внутренний контроль качества медпомощи
  • выявляет нарушения при оказании медуслуг
  • занимается рассмотрением обращений и жалоб

Способ 2. Обратиться в колл-центр Управления здравоохранения региона

Все медицинские организации подчиняются Управлениям здравоохранения, поэтому повлиять на решение своего вопроса можно обратившись к непосредственно в колл-центр Управления.

Способ 3. Мобильное приложение “Qoldau 24/7”

После Вашего обращения в “Qoldau 24/7” специалисты Фонда соцмедстрахования:

  1. связываются с медицинской организацией
  2. запрашивают информацию
  3. проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи

*Вашему обращению присваивается номер, по которому впоследствии можно отследить статус обращения.

Способ 4. SaqtandyryBot в Telegram.

  • в Telegram найти “SaqtandyryBot” и запустить его
  • в главном меню выбрать команду «Отправить обращение на 1406»

Отправить обращение:

История обращений:

Указать регион, наименование медорганизации, суть вопроса

позволит проверить статус уже сформированной заявки

Способ 5. Единый контакт-центр 1406

  • принимает звонки круглосуточно
  • рассматривает заявки по специально созданной трехуровневой модели обработки обращений:
  1. Первый уровень — вопросы консультационного характера
  2. Второй и третий уровень – обращения, требующие детального изучения
  • Специалисты Фонда связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи

Способ 6. Раздел «Народный контроль» на сайте fms.kz

Сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования:

  • Перейти на сайт fms.kz
  • Открыть раздел “Народный контроль”
  • Выбрать задачу: пожаловаться или оставить предложение.

Пожаловаться:

Оставить предложение:

Указывается регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН.

Выбирается причина

жалобы.

Необходимо заполнить исходные данные и сформулировать текст

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

  • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

  • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

  • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

Вид

Плательщики

Начало осуществления

Отчисления

Работодатели

С 1 июля 2017 года

Взносы

ИП в свою пользу

С 1 января 2020 года

(+ 1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Физ. лица по договорам ГПХ

С 1 января 2020 года

(+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, медиаторы, нотариусы и т.д.).

С 1 января 2020 года

(+1 июля 2017 года до 1 января 2018 года)

Работники

С 1 января 2020 года

Государство

С 1 января 2020 года

Самостоятельные плательщики

С 1 января 2020 года

Полезно

Полная информация о категориях, которые освобождены от уплаты взносов и отчислений на ОСМС:

  • Кто освобожден от уплаты взносов и отчислений на ОСМС?

И еще ситуации по уплате/освобождению от ОСМС:

  • Уплачивают ли взносы на ОСМС работающие пенсионеры?
  • Должен ли «бездействующий» ИП платить ВОСМС в свою пользу, если уплата взносов производится по трудовому договору (или договору ГПХ)?
  • Взносы ОСМС: платят ли в свою пользу ИП, приостановившие деятельность?
  • ОСМС за студентов (взносы и отчисления): надо ли платить и как настроить расчет в 1С?
  • Уплачиваются ли ОСМС за сотрудников-студентов в академическом отпуске?
  • Является ли участником системы ОСМС работник-пенсионер, являющийся иностранцем и нерезидентом РК?

        Кому, сколько и где платить за ОСМС в 2021 году

        Период

        Плательщики

        Ставка

        С 01.07.2017 – 01.01.2018 год

        ИП в свою пользу

        5%

        Физ лица по договорам ГПХ

        5%

        Лица, занимающиеся частной практикой

        5%

        С 01.01.2020 год

        Работники

        1%

        Физ лица по договорам ГПХ

        1%

        Государство

        1,4%

        ИП в свою пользу

        5%

        Лица, занимающиеся частной практикой

        5%

        Самостоятельные плательщики

        5%

        С 01.01.2021 года

        Физ лица по договорам ГПХ 2%

        Работники

        2%

        Государство

        1,6% (с дальнейшим ежегодным повышением на 0,1%)

        Ежемесячный максимальный доход, принимаемый для исчисления отчислений и взносов, не должен превышать 10 МЗП (в 2021 году расчет с дохода не более 425 000 тенге, максимальная сумма взноса/отчисления 8 500 тенге). До 2019 года максимальный предел составлял 15 МЗП.

        До 2018 года при расчете взносов и отчислений учитывался также и минимальный предел в размере 1 МЗП, но с 2018 года нижний предел по ОСМС отменен.

        Полезно

        • С какого периода не надо применять минимальный предел для отчислений и взносов на ОСМС?
        • Для каких налогов, взносов и отчислений надо учитывать минимальный и максимальный пределы при начислении заработной платы?

        Отчисления работодателя — это суммы, уплачиваемые работодателем (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) в пользу работников.

        Объект исчисления — расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов.

        Доходами работника являются доходы, начисленные работодателем, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления.

        Отчисления работодателя на ОСМС = Объект исчисления * Ставка периода

          Пример

          В августе 2021 года работнику выплачено:

          • Оклад – 100 000 тенге
          • Компенсация при служебных командировках (освобождена от ОСМС) – 25 000 тенге.

          Какую сумму работодатель должен уплатить в качестве отчислений на ОСМС?

          Объект исчисления 100 000 тенге.

          Сумма отчислений на ОСМС составила 2 000 тенге (100 000 * 2%).

          Взнос работника — это сумма, удерживаемая из дохода работника, перечисляемая налоговым агентом в систему обязательного медстрахования.

          Объект исчисления — доход, начисленный работодателем, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы.

          Взнос работника на ОСМС = Объект исчисления * Ставка периода

          Пример

          В августе 2021 года работнику выплачено:

          • Оклад – 100 000 тенге
          • Компенсация при служебных командировках (освобождена от ОСМС) – 25 000 тенге.

          Какую сумму работодатель должен удержать у сотрудника в качестве взноса на ОСМС?

          Объект исчисления 100 000 тенге.

          Сумма взноса на ОСМС составила 2 000 тенге (100 000 * 2%).

          Первый вопрос, который волнует казахстанцев, — кто будет платить и сколько (каковы ставки процентов взносов, отчислений в фонд обязательного медстрахования)?

          • Отчислениями на обязательную социальную медстраховку называют те деньги, которые уплачивают работодатели за своих работников.

          • Взносами на ОСМС — это то что уплачивают все остальные категории плательщиков (государство, самозанятые).

          Взносы государства на обязательное медицинское страхование в РК за социально уязвимые слови населения, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

          • с 1 января 2021 года1,6% от объекта исчисления взносов государства.

          Объектом исчисления взносов государства является среднемесячная заработная плата, предшествующая двум годам текущего финансового года, определяемая уполномоченным органом в области государственной статистики.

          Наемный работник — оплату производит бухгалтерия в размере 2% от объекта исчисления взносов и 2% от фонда оплаты труда. Т.е. 2% платит работодатель за работника из своих средств, а 2% сам работник, которые удерживаются из его заработной платы.

          Работодатель должен информировать Вас о взносах и отчислениях, осуществляемых в ОСМС;
          Вы можете проверить историю платежей в ОСМС через портал e-gov.kz или Центры обслуживания населения.
          Важно знать:
          1) Вы сможете получать медпомощь в системе ОСМС с 1 января 2020 года;
          2) Вы можете выбрать поликлинику и узких специалистов по своему выбору.

          Владельцы крестьянских хозяйств, не являющиеся работниками крестьянских хозяйств платят за себя в 2021 году также, как и в прошлом году — 5% от 1,4 МЗП. МЗП в 2021 году составляет 42 500 тенге, поэтому размер платежа остается прежним — 2 975 тенге в 2021 году.

          С 1 января 2020 года взносы можно делать авансом за 3, 6 или 12 месяцев.

          Платите за себя и за своих работников. за себя как ИП, за работников, как работодатель.

          За работников: с 1 января 2020 г. — 2 % от объекта исчисления отчислений и 2% от фонда оплаты труда.

          !! Оплата отчислений производится за сезонных работников за период их работы. Так, в соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 30 Трудового кодекса Республики Казахстан трудовой договор может быть заключен на время выполнения сезонной работы.

          По истечении сроков трудовых договоров важно довести до сведения работников необходимость самостоятельного внесения платежей (взносов) в размере 5% от 1 МЗП в 2021 году.

          Взносы на ОСМС в 2021 году вырастут: что важно знать

          Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами республики. Это означает, что они также будут вовлечены в систему обязательного медицинского страхования и будут платить взносы наравне со всеми.

          Взносы государства. Государство платит из республиканского бюджета за лица, освобожденные от уплаты взносов (неактивное население) ежемесячно по плану финансирования через бюджетную программу Министерство здравоохранения и социального развития в Фонд социального медицинского страхования.

          Взносы активного населения (работодатели, работники, индивидуальные предприниматели и др.) будут поступать в Фонд социального медицинского страхования через Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). Это обеспечит учет поступлений по аналогии с действующей пенсионной системой, а также даст экономию средств за перечисление взносов.

          На ГЦВП также будут лежать функции по проверке индивидуальных идентификационных номеров участников (ИИН), возврату ошибочных платежей, передаче информации в Налоговый комитет для сверки работы с неплательщиками и персональному учету.

          Фонд социального медицинского страхования будет распределять денежные средства следующим образом: часть будет отправлена на оплату услуг в субъекты здравоохранения, то есть в медицинские учреждения, а часть будет отправлена в Национальный банк, который будет инвестировать денежные средства и полностью управлять активами.

          ОСМС — это сокращение от «обязательное социальное медицинское страхование». Согласно закону об ОСМС в РК, граждане Казахстана, юридические лица и иностранцы, временно или постоянно проживающие на территории РК, обязаны уплачивать отчисления и взносы в фонд ОСМС. С 01.01.2020 система здравоохранения претерпела значительные изменения. Начиная с введения взносов и заканчивая необходимостью прикрепиться в поликлинике.

          Для расчета ОСМС на сайте есть онлайн калькулятор.

          Гражданам РК и оралманам (репатриантам) доступен «гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП)» — платят они ОСМС или нет.

          Это понятие включает, в основном, скорую и экстренную медицинскую помощь (в т. ч. стационарную), а также поликлиническую для социально значимых и опасных заболеваний — подробнее в статье 34 ниже.

          Статья 34 кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (Нажмите)

          1. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам Республики Казахстан и оралманам за счет бюджетных средств и включает профилактические, диагностические и лечебные медицинские услуги, обладающие наибольшей доказанной эффективностью, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

          2. В гарантированный объем бесплатной медицинской помощи входят:

          1) скорая медицинская помощь и санитарная авиация;

          подпункт 2) написан в редакции, которая будет действовать с 2020 года
          2) амбулаторно-поликлиническая помощь при социально значимых заболеваниях, а также при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, по перечню, определяемому уполномоченным органом.

          3) стационарная медицинская помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации, определяемых уполномоченным органом, по экстренным показаниям — вне зависимости от наличия направления;

          4) стационарозамещающая медицинская помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации;

          5) восстановительное лечение и медицинская реабилитация;

          6) паллиативная помощь и сестринский уход для категорий населения, установленных уполномоченным органом.

          [свернуть]

          Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих — http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011512 При таких заболеваниях доступны даже плановые услуги.
          Социально значимые заболевания (Нажмите)

          Номер. Название заболевания(й) — коды МКБ-10
          1. Туберкулез — A15-A19;

          2. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) — B20-B24;

          3. Хронические вирусные гепатиты и цирроз печени — В18.0, В18.1, В18.2, В18.8, В19, К74;

          4. Злокачественные новообразования — С00-97; D00-09; D37-48;

          5. Сахарный диабет — E10-E14;

          6. Психические расстройства и расстройства поведения — F00-F99;

          7. Детский церебральный паралич — G80;

          8. Острый инфаркт миокарда (первые 6 месяцев) — I21, I22, I23;

          9. Ревматизм — I00-I02; I05-I09; M12.3; M35.3;

          10. Системные поражения соединительной ткани — M30-M36;

          11. Дегенеративные болезни нервной системы — G30-G32;

          12. Демиелинизирующие болезни центральной нервной системы — G35-G37;

          13. Орфанные заболевания определенные приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 мая 2015 года № 370

          [свернуть]

          Заболевания, представляющие опасность для окружающих

          Номер. Название заболевания(й) — коды МКБ-10
          1. Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) — B20-B24;

          2. Геморрагические лихорадки — А90-А99;

          3. Дифтерия — А36;

          4. Менингококковая инфекция — А39;

          5. Полиомиелит — А80;

          6. Сифилис — А50-А53.9;

          7. Лепра — А30;

          8. Малярия — В50-54;

          9. Сибирская язва — А22;

          10. Туляремия — А21;

          11. Туберкулез — А15.0-А19;

          12. Холера — А00;

          13. Чума — А20;

          14. Брюшной тиф — A01.0.

          15. Острый вирусный гепатит — В15; 16; 17;

          16. Психические расстройства и расстройства поведения — F06.0-F 06.3, F06.8-F07.9, F 10.2-F10.8, F11.2-F11.8, F12.2-F12.8, F13.2-F13.8, F14.2-F14.8, F15.2-F15.8, F16.2-F16.8, F18.2-F18.8, F19.2-F19.8, F20.0-F20.2, F22, F30.2, F31.2, F31.4-F31.5, F32.2-F32.3, F33.2-F33.3, F60.0-F60.3, F70-F79, F91.1-F91.3.

          [свернуть]

          Все, что не входит в ГОБМП, будет недоступно неплательщикам ОСМС.

          Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС)

          1. Заключить договор с подходящей поликлиникой (прикрепиться) и выбрать врача.
          2. Прочитать раздел о том, кто освобожден от уплаты ОСМС. Вы освобождены? Хорошо, можно дальше не читать.
          3. Вы работаете официально — проблем не будет, так как за вас все рассчитает и перечислит работодатель. А если не рассчитает и не перечислит, то его за это накажут и он все равно перечислит.
          4. Вы ИП — тут тоже без вариантов. Вы платите за себя взносы (с 2020 г.) и отчисления за работников. Кроме того рассчитываете, перечисляете и удерживаете взносы с работников. Не хотите — заставят, не умеете — научат. Подробнее том как это все рассчитывается.
          5. Сложнее всего придется если, вы работаете нелегально или также нелегально «самозаняты». В такой ситуации есть несколько вариантов:
            • оформить свои отношения с работодателем официально (трудовой договор);
            • платить по ЕСП — если вы подходите под критерии, то это самый выгодный вариант;
            • оформить ИП — скорее все вам подойдет патент или упрощенка;
          6. Вы вообще нигде не работаете, не зарегистрированы в качестве безработного и не имеете своего дохода — можно стать самостоятельным плательщиком. В начале нужно проверить — возможно, вам не надо платить ОСМС. Вы можете быть освобождены или за вас обязано платить государство.

          Что делать если вы не платили ОСМС, но внезапно захотели получить помощь, которая не входит в ГОБМП? Следует уплатить ОСМС за неуплаченный период в размере 5% от 1МЗП в месяц. Если период невыплаты больше 12 месяцев, то платите как за 12 месяцев.

          Пункт 3 статьи 5. Право на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования

          3. Лица, за которых не произведена уплата отчислений и (или) взносов в фонд, для приобретения права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования обязаны оплатить взносы в фонд за неуплаченный период, но не более двенадцати месяцев, предшествующих дате оплаты, в размере 5 процентов от минимального размера заработной платы, установленного на текущий финансовый год законом о республиканском бюджете.

          Взносы были введены с 2020 года

          Несмотря на то, что взносы ОСМС рассчитывает и перечисляет в бюджет работодатель, фактически их уплачивает работник (пункт 3 ст. 14 закона)

          Т.е. взносы, по аналогии с ИПН и ОПВ вычитаются из зарплаты и влияют на «чистую зарплату» или «зарплату на руки.
          В этом принципиальное отличие взносов от отчислений, последние уплачиваются за счет работодателя и «чистая зарплата» от них не зависит.

          Для наглядности смотрите списки ниже.

          • Отчисления — платят работодатели (п. 1, 6 ст. 14)
          • Взносы платят (п. 2, ст. 14):
            • работники;
            • индивидуальные предприниматели (за себя);
            • лица, занимающиеся частной практикой (за себя);
            • *лица, получающие доход по договорам ГПХ;
            • **самостоятельные плательщики.

          *Взносы по договорам ГПХ выплачиваются по аналогии с зарплатой. Т.е. уплачивает получающий доход, а рассчитывает, удерживает и перечисляет выплачивающий доход — так называемый налоговый агент (пункт 4 ст. 14 закона).

          **Выплачивают взносы по желанию. В эту категорию также относятся граждане РК выехавшие за границу за исключением таковых на ПМЖ (постоянном месте жительства).


          • Отчисления рассчитывают и перечисляют в бюджет — работодатели (п. 1, 6 ст. 14)
          • Взносы рассчитывают и перечисляют в бюджет:
            • работодатели за работников (п. 3, 6 ст. 14);
            • *(см. выше)налоговые агенты за лиц получающие доходы по договорам ГПХ
            • ИП за себя (п. 4-1 ст. 14)
            • лица, занимающиеся частной практикой — за себя (п. 4-1 ст. 14)
            • самостоятельные плательщики (п. 4-1 ст. 14)

          Также считаются плательщиками ОСМС, лица уплачивающие единый совокупный платеж. «ЕСПшники» платят ОСМС на особых условиях, подробнее в статье по ссылке.

          Пункты 1 — 4-1 статья 14 закона об ОСМС. Плательщики

          1. Плательщиками отчислений являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном главой 6 настоящего Закона.

          2. Плательщиками взносов являются:

          1) государство;

          2) работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов;

          3) индивидуальные предприниматели;

          4) лица, занимающиеся частной практикой;

          5) исключен

          6) исключен

          7) исключен

          8) физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера);

          9) лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее — самостоятельные плательщики), за исключением лиц, указанных:

          в подпунктах 2), 8) и 10) части первой настоящего пункта;

          в подпункте 3) части первой настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

          в подпункте 4) части первой настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также граждан Республики Казахстан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов;

          10) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

          Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и оралманов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

          3. Исчисление (удержание) и перечисление взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, в фонд осуществляются работодателями за счет доходов работников, в том числе государственных и гражданских служащих.

          4. Исчисление (удержание) и перечисление взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, в фонд осуществляются за счет доходов таких физических лиц налоговыми агентами, определенными налоговым законодательством Республики Казахстан (далее — налоговый агент).

          4-1. Исчисление и перечисление взносов лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, самостоятельных плательщиков осуществляются самостоятельно либо третьим лицом в их пользу.

          Пункт 1 статьи 27 закона об ОСМС.

          • на 2021 год — 2%
          • с 2022 года — 3%

          Пункты 1, 2, 3 статьи 27. Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (Нажмите)

          1. Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

          с 1 июля 2017 года — 1 процента от объекта исчисления отчислений;

          с 1 января 2018 года — 1,5 процентов от объекта исчисления отчислений;

          с 1 января 2020 года — 2 процентов от объекта исчисления отчислений;

          с 1 января 2022 года — 3 процентов от объекта исчисления отчислений.

          2. Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в том числе государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

          3. От уплаты отчислений освобождаются работодатели за:

          1) лиц, указанных в подпунктах 1), 5), 7), 11), 12) и 13) пункта 1 статьи 26 настоящего Закона;

          2) военнослужащих;

          3) сотрудников специальных государственных органов;

          4) сотрудников правоохранительных органов.

          [свернуть]

          Для работников

          Согласно п. 1 статьи 28 того же закона.

          • до 2019 года — не уплачивались
          • с 2021 года — 2%

          п. 1 статьи 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование

          1. Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

          с 1 января 2020 года — 1 процента от объекта исчисления взносов;

          с 1 января 2021 года — 2 процентов от объекта исчисления взносов.

          [свернуть]

          Для ИП «за себя»

          • до 2019 год не уплачивались
          • с 2020 года — 5% от 1.4 МЗП (п. 3 и 5 статьи 28 того же закона)

          п. 5 статьи 28. Взносы на обязательное социальное медицинское страхование

          5. Объектами исчисления взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

          Объектом исчисления взносов индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, является 1,4-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за исключением приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан лиц, занимающихся частной практикой, и приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан индивидуальных предпринимателей.

          [свернуть]

          Для самостоятельных плательщиков (тех, кто платит по желанию)

          • на 2019 год — не уплачиваются
          • с 2020 года — 5% от 1 МЗП (п. 4 и 6 статьи 28).

          Страховщик может покрыть следующие расходы клиента:

          • вызов скорой помощи;
          • сдача анализов;
          • неотложная хирургическая операция;
          • расходы на переводчика для общения с врачом;
          • пребывание в стационаре;
          • визиты врача к больному;
          • срочная стоматологическая помощь;
          • расходы на транспортировку пострадавшего;
          • продление визы в случае госпитализации;
          • репатриация тела на родину (в случае смертельного исхода).

          Следует помнить, что страховка не покрывает расходы, если они превосходят размер страховой суммы. Если происшествие произошло вследствие опьянения алкогольными или наркотическими веществами, страховая компания не возмещает средства, потраченные на лечение, и нести ответственность за инцидент придётся самостоятельно. А так же медстраховка не распространяется на заболевания, которые появились у клиента до въезда на территорию государства или до оформления полиса.

          О медицине в Казахстане в целом и о полисе ОМС в частности – следующий видеоматериал.

          Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) в Казахстане 2021

          Очень важно при развитии событий, когда понадобилась медицинская помощь во время пребывания на территории Республики, не обращаться к врачам и в лечебные учреждения самостоятельно, не поставив в известность и не получив согласования со страховой компанией.

          В противном случае, пострадавшему лицу придётся оплачивать все издержки в частном порядке. И в дальнейшем высок риск того, что вы не получите за них компенсации. При наступлении страхового события нужно:

          • позвонить в Сервисный центр страховой компании по номеру, который указан в полисе;
          • назвать ФИО, номер полиса;
          • объяснить своё местонахождение и номер телефона для связи с вами;
          • подробно рассказать оператору о том, что произошло;
          • действовать согласно его инструкциям;
          • сохранить все чеки на оплату лечения и покупку лекарств.

          Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

          1. Законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», настоящего Федерального закона, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

          2. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

          2.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ

          3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

          Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

          1) обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

          2) объект обязательного медицинского страхования — страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;

          3) страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

          4) страховой случай — совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

          5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

          6) страховые взносы на обязательное медицинское страхование — обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями, обладают обезличенным характером и целевым назначением которых является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения;

          7) застрахованное лицо — физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

          8) базовая программа обязательного медицинского страхования — составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

          9) территориальная программа обязательного медицинского страхования — составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

          Как, где и сколько платить за ОСМС в 2021 году

          К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:

          1) разработка и реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования;

          2) организация обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации;

          3) установление круга лиц, подлежащих обязательному медицинскому страхованию;

          4) установление тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование и порядка взимания страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

          5) утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования;

          6) установление порядка распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

          7) установление ответственности субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования за нарушение законодательства об обязательном медицинском страховании;

          8) организация управления средствами обязательного медицинского страхования;

          9) определение общих принципов организации информационных систем и информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

          10) установление системы защиты прав застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования;

          11) финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее — медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

          1. К полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе:

          1) утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

          2) утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее — дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее — правила обязательного медицинского страхования), для страховых медицинских организаций;

          3) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;

          4) администрирование доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;

          5) контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе проведение проверок и ревизий;

          6) финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

          7) обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;

          8) ведение персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;

          9) ведение отчетности в сфере обязательного медицинского страхования.

          2. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

          3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий:

          1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

          2) обеспечивает в установленном порядке:

          а) принятие решения о создании в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации некоммерческой организации — территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд);

          б) утверждение структуры управления территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее — Федеральный фонд);

          в) назначение на должность и освобождение от должности руководителя территориального фонда по согласованию с Федеральным фондом;

          1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:

          1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

          2) осуществляет в установленном им порядке надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

          3) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

          4) готовит и направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов;

          5) вправе устанавливать целевые прогнозные показатели по осуществлению переданных полномочий;

          6) утверждает правила обязательного медицинского страхования, в том числе методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи, методику расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи и порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

          7) определяет порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;

          8) готовит и направляет в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном статьей 7.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)

          9) устанавливает порядок возмещения субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для осуществления соответствующих полномочий;

          9.1) устанавливает порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения (далее также — контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи); (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 430-ФЗ)

          10) осуществляет иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.

          2. Федеральный фонд осуществляет следующие права и обязанности по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона:

          1) издает нормативные правовые акты и методические указания по осуществлению территориальными фондами переданных полномочий;

          2) предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

          • Процесс
          • Общество
          • Бизнесс
          • Экология

          Андрей Новиков

          Добавить комментарий