Лизинг по 223 ФЗ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лизинг по 223 ФЗ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

  • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

  • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

— без проведения конкурентных процедур;

— вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).

Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

Отчетность по закупкам у единственного контрагента

Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

— развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

— информационной открытости закупки.

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

  • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
  • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

[1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

[2] ст.3.6 ФЗ №223

[3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

[4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

[5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

[6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

[7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

[8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

[10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Какие изменения нужно внести в Положение о госзакупках в связи с изменениями в 223-ФЗ от 05.04.2021?

Ответ

В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения:

1) положение о закупке в числе прочего должно содержать порядок определения и обоснования:

  • начальной (максимальной) цены договора,
  • цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

2) В документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) теперь должно быть указано обоснование:

  • начальной (максимальной) цены договора (цены лота) либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 15 июля 2021 года. Положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 15 июля 2021 года считаются не размещенными в ЕИС.

Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2021 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

Изменения, вносимые на протяжении всего 2020 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке.

Наряду с остальной информацией в реестр договоров придется отправлять сведения о цене единицы товара, работы или услуги.

Рассмотрим основные изменения в законе № 223-ФЗ в 2021 году Заказчики должны отслеживать изменения, которые вносят в Закон № 223-ФЗ и подзаконные акты. Ведь, работая по закону № 223-ФЗ, заказчики готовят шаблоны документации и проектов договоров. Но важно отслеживать изменения и вносить их в данные шаблоны.

Уточнили, когда нужно отправлять данные о выполнении обязательств по договору, — в течение 10 дней, в т. ч. со дня приемки или оплаты.

Рассмотрим основные изменения в законе № 223-ФЗ в 2021 году Заказчики должны отслеживать изменения, которые вносят в Закон № 223-ФЗ и подзаконные акты. Ведь, работая по закону № 223-ФЗ, заказчики готовят шаблоны документации и проектов договоров. Но важно отслеживать изменения и вносить их в данные шаблоны.

В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией.

Внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ

Пользователь соглашается предоставить правдивую, точную и полную информацию о себе по вопросам, предлагаемым в регистрационной карте. Если Пользователь предоставляет неверную информацию, АО «Аналитический центр» имеет право приостановить либо отменить регистрацию.

С учетом того, что договор лизинга подписан 29 июня 2012 года, т. е. по истечении трехмесячного срока, указанного в ч.4 ст. 8 закона 223-ФЗ, при заключении данного договора ОАО «Б» не должно было руководствоваться нормами 94-ФЗ.

Предустановка отечественного ПО станет обязательной позже ожидаемого — с апреля 2021 года. Президент РФ подписал соответствующий закон.

Одно из нововведений в закупках по 223-ФЗ – это распространение его действия с 2021 года на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Напомним, до этого закупки по 223 ФЗ должны были осуществлять организации, осуществляющие обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.

Еще два новшества по 223 ФЗ касаются организаций, которые должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с ПП РФ от 11.12.2014 № 1352.

На третий год реализации плана не заполняйте такие графы:

  • планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);
  • срок выполнения обязательств по договору (год, месяц).

В соответствии с положением о закупке заказчик вправе осуществить закупку услуг финансовой аренды (лизинг) у единственного контрагента. На семинаре 19 апреля 2018 года было озвучено, что с января 2018 года закупки в форме лизинга не размещаются в информационной системе. В марте 2018 года организация объявляла аукцион на лизинг, он признан несостоявшимся.

В марте 2018 года организация объявляла аукцион на лизинг, он признан несостоявшимся. В апреле 2018 года организация должна была заключить договор с единственным поставщиком, но не заключила.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Законом № 452-ФЗ исправлены ошибки, исключены сложно реализуемые правила, установленные в старой редакции закона.

Согласно действующей редакции Закона N 223-ФЗ его положения могут применяться также и к лизинговым операциям заказчиков. В частности, соблюдать установленную процедуру закупок обязаны заказчики-лизингодатели, приобретающие в собственность имущество для предоставления его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за плату.

Пока еще нет административной и судебной практики применения в отношении заказчика мер ответственности, если это требование закона не соблюдено.

Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!

Кроме того, в реестре договоров при внесении информации об исполнении договора, предметом которого являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, информация о поставленном товаре включается в реестр в отношении товара, который подлежит принятию заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны.

Средний размер доли российского товара — 50-60%. Для некоторых позиций из перечня товаров этот показатель составляет 90%.

Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний уже более 7 лет. Нами охвачено более 40 сфер в сложном и техническом продукте. К нам обращаются компании со всей России, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы гарантируем увеличение шансов на победу в тендере!

По этому постановлению, российским товаром будет считаться товар, который находится либо реестре российской промышленной продукции Минпромторга, либо в реестре российской радиоэлектроники.

Добавили позиции 690-1053 и 117 позиций исключили из федерального перечня заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты изменений в такие планы до их утверждения подлежат оценке соответствия со стороны корпорации МСП.

Изменение условий договора по 223 ФЗ 2021 г.

На данный момент в практике нет единого подхода относительно регулирования 223-ФЗ закупки лизинга (финансовой аренды). Некоторые специалисты в сфере закупок считают, что аренда (лизинг) является самостоятельным видом договорных обязательств, который нельзя с юридической точки зрения отнести непосредственно к товарам, работам или услугам. Следовательно, нормы 223-ФЗ не применимы к закупочным процедурам с таким предметом. Однако, существует и другая точка зрения, согласно которой закупка лизинга (финансовой аренды) должна осуществляться в соответствии с 223-ФЗ.

Согласно ст. 4 Закона о финансовой аренде лизингодатель за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. В ст. 1 Закона о закупках говорится, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций (в том числе, с иностранными банками). Иными словами, 223-ФЗ не применим к закупочным процедурам заказчиков – кредитных организаций, выступающих в качестве лизингодателя (за счет собственных средств (или привлеченных) по договору лизинга приобретает в собственность предмет лизинга и предоставляет его на определенных условиях лизингополучателю).

Следует обратить внимание, что заказчики, не являющиеся кредитными организациями, приобретая предмет лизинга для собственных нужд, также должны проводить закупку в соответствии с 223-ФЗ. В противном случае (заключение договорных отношений по финансовой аренде без проведения соответствующих закупочных процедур) может вызвать вопросы у контролирующих органов, а также может служить основанием для признания судом такого договора недействительным.

…из судебной практики:

1. Прокуратура обратилась в Арбитражный суд с иском о признании недействительным договора лизинга, заключенного между лизинговой компанией ОАО «А» и ОАО «Б», о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания ОАО «Б» передать лизинговой компании (ОАО «А») автобусы в количестве 20 шт. Решением суда первой инстанции в иске было отказано. Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой указал, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, потому сделан ошибочный вывод о нераспространении 223-ФЗ на правоотношения, связанные с арендой транспортных средств по договору лизинга. Истец указал, что заключенный договор не соответствует действующему законодательству в сфере закупок и является ничтожной сделкой. Апелляционный суд посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о необязательности соблюдения публичной процедуры заключения спорного договора, предусмотренной законом. ОАО «Б» не относится к категории заказчиков, указанных в частях 5 – 8 ст. 8 закона 223-ФЗ, поэтому было обязано в течение 3 месяцев со дня вступления в силу названного НПА утвердить положение о закупках. Однако данный факт не был подтвержден в суде. С учетом того, что договор лизинга подписан 29 июня 2012 года, т. е. по истечении трехмесячного срока, указанного в ч.4 ст. 8 закона 223-ФЗ, при заключении данного договора ОАО «Б» не должно было руководствоваться нормами 94-ФЗ. При рассмотрении материалов дела апелляционный суд пришел к выводу, что неправильное применение судом первой инстанции норм 223-ФЗ не повлекло за собой принятие неправильного решения по существу дела и в соответствии с действующим законодательством обжалованное решение не подлежит отмене. Довод заявителя о заключении спорного договора лизинга с нарушением 94-ФЗ является новым доводом, который не приводился в суде первой инстанции, в связи с чем апелляционным судом не рассматривался1.

Согласно 223-ФЗ в положении о закупке заказчик может предусмотреть иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки с указанием порядка их проведения. Заказчик в своем положении о закупке вправе указать конкретный способ закупки финансовой аренды (лизинга). Анализируя в ЕИС практику закупок, предметом которых является лизинг, можно сделать вывод о том, что немало заказчиков отдают предпочтение закупке у единственного источника (то есть без проведения конкурентных процедур). Однако для наиболее эффективного использования денежных средств и экономии, а также для обеспечения конкуренции среди контрагентов, предоставляющих лизинговые услуги, в целях выбора наиболее выгодного партнера, заказчику предпочтительнее проводить конкурентные процедуры с несколькими параметрами оценки поступивших заявок (например, конкурс или запрос предложений).

Еще одна немаловажная задача, которую необходимо решить перед началом закупочной процедуры – в какой форме будет проходить закупка – электронной или «бумажной». От выбора может зависеть конечный результат закупки. Многие заказчики и поставщики (подрядчики, исполнители) регистрируются и работают на электронных торговых площадках согласно их регламентам. Закупку отдельных видов товаров, работ и услуг, указанных в Постановлении Правительства № 616, заказчики по 223-ФЗ обязаны осуществлять в электронной форме (в настоящее время перечень таких товаров значительно расширен). Закупка лизинговых услуг не предусмотрена данным актом, но это не значит, что организаторы закупок должны избегать электронных закупок, скорее даже наоборот: ЭТП позволят выбрать наиболее приемлемое предложение без бумажной волокиты (документооборот в данном случае проходит в электронном виде).

Чтобы наверняка убедиться в необходимости проведения закупки заказчику следует сравнить код ОКПД 2 закупаемого товара, работы, услуги (в данном случае – услуги лизинга) с теми комбинациями цифр, которые указаны в вышеназванном Постановлении №616. В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)3 необходимо найти раздел N «Услуги административные и вспомогательные», класс «Услуги по аренде и лизингу» и выбрать соответствующий подкласс (группу/подгруппу/вид/категорию/подкатегорию) в зависимости от предстоящей закупки. Также следует обратить внимание на ссылки и оговорки в данном разделе классификатора.

Например,

77 Услуги по аренде и лизингу

Эта группировка не включает:

— услуги по финансовому лизингу, см. 64.91.10

В соответствии со ст.4 223-ФЗ организатор закупки в документации указывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупочной процедуре, предусмотренные положением о закупке. У каждого из них есть свой коэффициент значимости и система начисления баллов.

Пример

Заказчик проводит открытый запрос предложений по отбору лизинговой компании (продавца товара по условиям данной закупки выбирает лизингодатель по согласованию с лизингополучателем).

Система оценки- бальная.

Значимость критериев:

  • Цена договора (с учетом лизинговых платежей) — 40 %
  • Срок лизинга — 20% ( 36 мес.-1 балл. Другой срок- 0 баллов)
  • Авансовый платеж- 20 % (до 31 %- 1 балл, от 31 % и более – 0 баллов)
  • Выкупной платеж – 15% (до 5000 руб.- 1 балл, от 5000 руб. и более 5000 руб.- 0 баллов)
  • Деловая репутация -5 %. (наличие сведений, подтверждающих деловую репутацию -1 балл, отсутствие – 0 баллов.) (благодарственные письма, грамоты, ранее заключенные договоры, и т.д.)

Итоговый рейтинг по каждому критерию высчитывается как умножение рейтинга на указанную значимость критерия. Рейтинг цены высчитывается по формуле:

Rai = Amax — Ai / Amax x 100,

где:

Rai — рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Amax — максимальная цена договора с учетом лизинговых платежей (на основе мониторинга условий лизинговых компаний)

Ai — цена договора, предложенная i-м участником;

Техническое задание – немаловажная часть закупочной документации, так как именно в нем содержатся сведения о приобретаемом товаре (работах/услугах) и необходимые требования к нему, поэтому организатору закупочной процедуры необходимо внимательно отнестись к его составлению. Закон о закупках не содержит ограничений и запрета на указание в закупочной документации конкретного вида товара или обязанности заказчика делать пометку «или эквивалент». Организатору закупки нужно подробно описать, что именно ему необходимо приобрести для обеспечения работы предприятия при эффективном использовании денежных средств с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ст. 1 закона 223-ФЗ).

С 1 июля 2016 года вступили в силу новые правила формирования технического задания по 223-ФЗ, по которым заказчику при описании закупаемой продукции в закупочной документации необходимо будет использовать параметры, которые предусмотрены техническими регламентами согласно законодательству РФ о техническом регулировании, а также документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (ст. 4 закона 223-ФЗ).4

Заказчик при составлении технического задания не должен допустить ограничения конкуренции среди участников, формулируя определенные требования к товару. Однако для того чтобы заявить о нарушении организатором закупки Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимо установить, что использование конкретных характеристик продукции создает препятствие для участия в закупке. Как правило, суд принимает позицию заказчика, если тот может обосновать, по какой причине он прописал те или иные требования в техническом задании (например, совместимость с используемой аппаратурой).

…из судебной практики:

1.ГУП «А» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и предписания, вынесенных УФАС. Решением суда заявленные требования удовлетворены. Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменений. УФАС подало кассационную жалобу на решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда по тому же делу. Как следует из материалов дела, ГУП «А» разместило извещение о проведении открытого запроса цен в электронной форме на поставку транспортных средств в лизинг (в качестве наименования товара указан автобус ПАЗ 320302-08 с газобаллонным оборудованием, а также прописан производитель т/с). Каких-либо ограничений в части указания в документации о закупке как конкретного вида товара, так и конкретного его изготовителя 223-ФЗ не предусматривает. С учетом вышеизложенного суды приняли решение о том, что использование в закупочной документации заказчиком конкретного наименования товара и его производителя не приводит к дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.5

2.Истец, (лизинговая компания) ООО «А», обратился в арбитражный суд с иском к ответчику МП «Б» о признании недействительными результатов открытого аукциона в электронной форме, а также договора на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов большого класса для нужд МП «Б». По мнению истца, документация открытого аукциона составлена заказчиком с нарушениями действующего законодательства РФ и направлена на необоснованное сужение круга участников закупки. В техническом задании организатор закупочной процедуры установил ограничение по высоте транспортного средства в связи с материально-техническим оснащением предприятия и невозможностью без реконструкции осуществлять эксплуатацию транспортного средства, превышающего указанные габариты. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания, позволяющие отменить оспариваемый судебный акт, отсутствуют. В соответствии с документацией об аукционе и техническим заданием заказчик указал технические требования к оборудованию, которые отвечают его потребностям без прямых указаний на конкретный товар (марка, модель, производитель). При этом в документации отсутствуют неизмеряемые требования к участникам закупки и приобретаемому оборудованию. Суд пришел к выводу, что установление заказчиком максимальной высоты обусловлено как техническими, так и экономическими факторами.6

Характеристики и параметры товара должны быть подробно описаны заказчиком в техническом задании, указаны в проекте договора и в последующем отражены в заключенным договоре, позволяя идентифицировать предмет лизинга.

…из судебной практики:

Законом о лизинге предусмотрена возможность выбора продавца предмета лизинга как лизингополучателем, так и лизингодателем (см. также Письмо ФАС от 23.07.2012 № АЦ/23329). Заказчик, например, может сначала провести процедуру по выбору поставщика необходимого оборудования, отобрать наиболее приемлемое предложение, после чего провести еще одну закупку на оказание лизинговых услуг (предмет лизинга уже будет известен). Однако есть вероятность того, что на заявленные в закупочной документации условия не откликнется ни одна лизинговая компания.

Целесообразнее выглядит другой вариант, когда заказчик проводит закупочную процедуру по выбору лизинговой компании, которая в последующем будет осуществлять выбор продавца необходимого товара (организатор закупки вправе сделать оговорку «по согласованию с лизингополучателем», облегчая тем самым работу лизингодателю и максимально обеспечивая правильность его выбора).

В ст. 9.1. закона о лизинге указаны особенности договора лизинга, заключаемого государственным или муниципальным учреждением. Одна из них касается выбора продавца товара: «в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга». В данном случае основная нагрузка сделки ляжет на плечи лизингодателя, который осуществит выбор продавца. Однако с другой стороны лизингодатель самостоятельно определяет наиболее «удобного» и проверенного контрагента (с нужным товаром), с которым ему в последующем необходимо будет работать.

В соответствии со ст. 22 закона о лизинге риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» дается разъяснение вышеназванной статьи:

«Названная норма, возлагая на выбравшую продавца сторону риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи, не исключает необходимости принятия обеими сторонами договора лизинга мер по уменьшению рисков, связанных с ненадлежащей поставкой предмета лизинга, поскольку обе стороны заинтересованы в своевременном получении и использовании предмета лизинга. Наличие в законе о лизинге специальных правил о распределении рисков само по себе не препятствует применению общих положений главы 25 ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств с учетом особенностей договора лизинга. Так, если продавца выбрал лизингополучатель, но лизингодатель умышленно или по неосторожности (то есть с нарушением стандарта поведения разумного и осмотрительного коммерсанта) содействовал увеличению размера убытков, вызванных ненадлежащей поставкой предмета лизинга, либо не принял разумных мер к их уменьшению, это согласно пункту 1 статьи 404 ГК РФ является основанием для уменьшения размера ответственности лизингополучателя».9

Иными словами, ответственность за выбор продавца несет как лизингодатель, так и лизингополучатель, поэтому обе стороны должны продумывать вопросы, касающиеся поставки предмета лизинга, а также возможные риски совершаемой сделки.

О выгрузке плана закупки на 2021 год (в рамках Федерального закона № 223-ФЗ)

Положение о закупке – это документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

Структура текста:

  • требования к процедуре, в том числе порядок их подготовки и осуществления способами, о которых мы поговорим ниже;
  • порядок и условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • иные связанные с обеспечением закупки положения.

То, что они нужны, не подлежит обсуждению. Так зачем же они так необходимы?

Во-первых, благодаря данному документу происходит связь экономического поля, разработка условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах;

Во-вторых, для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности;

В-третьих, происходит правильная реализация денежных средств;

В-четвертых, возникает возможность участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия;

В-пятых, появляется добросовестная конкуренция, обеспечивается гласность и прозрачность торгов, исключается коррупция и другие зловредные явления.

Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.

Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:

  1. Выбор любого удобного способа проведения закупки.
  2. Установка собственных требований к поставщикам.
  3. Быстрое внесение изменений в план закупок.
  4. Самостоятельное прописывание сроков проведения.
  5. Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
  6. Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.

Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.

Конкурентные

Условия конкурентной закупки

1) информация сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением необходимой документации;

б) посредством направления приглашений принять участие в данной процедуре в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом процедуры;

2) обеспечивается конкуренция между участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие, окончательных предложениях участников;

3) описание предмета осуществляется с соблюдением требований ст. 3 ч. 6.1, 223-ФЗ.

Способы конкурентной закупки

1. проведение торгов:

— конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

— аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

— запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

— запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2. иными способами, установленными в регламенте и соответствующими требованиям ст. 3 ч. 3, 223-ФЗ.

Новые сведения для обязательного включения в Положение о закупке по 223-ФЗ

Рассмотрим данный вопрос в Таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Заказчик Право утверждения
1. государственная корпорация (ГК) высший орган управления государственной корпорации
2. государственная компания (ГУ) высший орган управления государственной компании
3. государственное унитарное предприятие (ГУП) руководитель этого унитарного предприятия
4. муниципальное унитарное предприятие (МУП) руководитель унитарного предприятия
5. автономное учреждение (АО) наблюдательный совет данного автономного учреждения
6. акционерное общество 1) совет директоров (например, наблюдательный совет);

2) коллегиальный исполнительный орган этого акционерного общества (если в уставе хозяйственного общества предусмотрено выполнение функций совета директоров, например, наблюдательного совета общим собранием акционеров хозяйственного общества)

7. общество с ограниченной ответственностью (ООО) общее собрание участников общества

Кто вправе их утвердить?

  1. Федеральный орган исполнительной власти, имеющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения;
  2. Федеральный орган исполнительной власти, либо организация, которые исполняют полномочия собственника имущества унитарного предприятия.

Для кого применение типового регламента является обязательным при утверждении ими положения или внесении в него изменений?

  1. Бюджетные учреждения;
  2. Автономные учреждения;
  3. Государственные унитарные предприятия.

Структура положения

  • основные понятия и определения;
  • принятые способы выбора исполнителя;
  • условия внесения обеспечения;
  • алгоритм подготовки к процедуре;
  • этапы выбора исполнителя и заключения договора;
  • порядок заключения договора с поставщиком;
  • требования к извещениям и документации, а также порядок изменения извещения и документации;
  • требования к срокам;
  • порядок составления протоколов;
  • условия формирования ежемесячной отчетности;
  • регламент работы закупочной комиссии;
  • порядок закупки с участием малого и среднего бизнеса (МСП).
  • Не требуется обоснование закупок
  • Планирование закупок на 1 год
  • Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки
  • Указание товарных знаков в документации без обязательного эквивалента (ограничено в 2018 году)
  • Удобство малых закупок до 100 тыс. руб.
  • Требования к участникам, форма закупки, критерии оценки определяются заказчиком в положении о закупках

При умелом использовании преимуществ закона, заказчик по 223-ФЗ может быстро провести закупку у эффективного поставщика с учетом последних требований к опыту, квалификации, техническому предложению и т.п.

Новые предложения ФАС по реформированию 223-ФЗ 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы опубликовали презентацию с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу не озвучивались и проекта ФЗ нет, но инициатива заслуживает внимания.

Правильное описание объектазакупки

Чтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение. При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности. Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона.

Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:

  • если предоставляемая заказчикомпродукция не может использоваться с товарами иных производителей;
  • если предметом сделки являютсязапасные части или детали комплектации техники определенной марки;
  • приобретаемая продукция необходимадля выполнения государственного заказа;
  • если регулирование закупкипроизводится международным соглашением, предписывающем обязательноеиспользование товарного знака.

223 ФЗ“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. Присоставлении следует внести информацию о:

  • начальная стоимость контракта;
  • цена единицы товара, работы или услуги (ТРУ), в отношении которогозаключается договор, либо формула стоимости;
  • максимальная стоимость контракта.

Дополнительно следует указать предписанную 9 частью4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. Визвещении отображается адрес электроннойплощадки, на которой будет фиксироваться сделка.

Участником закупки по 223-ФЗ может быть:

  1. Любое юридическое лицо, независимо от:
    • Организационно-правовой формы
    • Формы собственности
    • Места нахождения
    • Места происхождения капитала
  2. Любое физическое лицо
  3. Индивидуальный предприниматель
  4. Несколько юридических, физических лиц или ИП, выступающих на стороне одного участника

Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации.

Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ.

На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица.

Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц.

Общие шаги:

  • получение электронной подписи для торгов (ЭЦП);
  • настройка компьютера, включая специальное ПО и плагины;
  • для СМП – регистрация на официальном сайте ЕИС (пошаговая инструкция в нашей статье).

Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет.

Типовое Положение, касающееся планируемойзакупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этомсообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2.

При этом ряд сведений разрешается необнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащейразглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиесядоговоров:

  • о закупке ряда финуслуг, например:
    • услуг по привлечению во вклады;
    • доверительному управлениюсредствами;
  • о переходе прав на объектынедвижимости;
  • купли-продажи;
  • нескольких типов аренды;
  • об услугах брокеров;
  • содержащих сведения о закупках,относящихся к государственной тайне;
  • если описанные процедурыопределены Правительством РФ;
  • о закупках на суммы до 100 или 500тысяч рублей.

Изменения в 223 фз с 1 января 2021 года

Что изменили

Суть изменений

С 27 ноября 2020 года

Закупки среди МСП

Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1909

1) Участники закупки не должны декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам МСП. Для подтверждения статуса достаточно сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а для
самозанятых лиц – информации на сайте ФНС.
Заказчик сам должен проверить, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. Если сведений на этих ресурсах нет – откажите участнику в допуске к закупке или в заключении договора.
Эти правила действуют и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.

2) На заключение договора с МСП отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.

Учитывайте изменения в положении о закупке и в документации

Согласование закупки с комиссией по импортозамещению

Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 № 2446-р

В перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению, включили коммуникационную аппаратуру.
Правки внесли в распоряжение Правительства от 18.07.2018 № 1489-р

Закупка российских товаров, работ, услуг

Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

Вступает в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который скорректировал правила проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ.

ВАЖНО!

Изменения заработают с апреля 2021 года, заказчикам в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок придется изменить положения о закупке. Закупки, которые начали в пределах этого срока и до публикации обновленного положения в ЕИС, завершат по старым правилам.

Собрали в таблицу ключевые изменения, которые привнес 452-ФЗ.

Что изменилось Суть изменений
Порядок проведения электронного конкурса Среди этапов электронного конкурса нельзя предусмотреть квалификационный отбор участников. Еще поправили порядок проведения этапов этой процедуры, например сроки проведения каждого из них придется указывать не в извещении, а в документации.
Порядок проведения электронного запроса предложения Придется проводить по правилам, которые аналогичны электронному конкурсу. А возможность подачи окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) убрали.
Состав заявки Утвердили требования к заявке в зависимости от процедуры закупки. Так, заявка на участие в электронном аукционе состоит из 2 частей:
  1. Предложение по объекту закупки.
  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения. Сведения из второй части заявки понадобятся, если по закупочным документам их надо предоставлять.

А заявка на участие в электронном запросе котировок включает обязательные документы и информацию, если того потребуют закупочные документы.

Сведения об участнике В новом законе предусмотрен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников. К ним, в частности, относятся:
  • название, адрес, учредительный документ, если участник — юрлицо;
  • Ф. И. О. (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физлица, если участник закупки — ИП;
  • ИНН участника или его аналог (для иностранного лица);
  • сведения об обеспечении заявки, если такое требование есть в закупочных документах: реквизиты спецсчета или банковская гарантия (ее копия);
  • предложение по предмету закупки;
  • предложение о цене договора (исключение — электронный аукцион).

Кроме того, заказчики получат полномочия потребовать задекларировать ряд сведений, например факт того, что деятельность участника не приостановлена. Участники обязаны предоставить актуальные сведения на дату подачи заявки. Декларация размещается на электронной площадке. Отдельный документ не нужен.

Если в документации об электронном конкурсе, электронном запросе предложений предусмотрены критерии и порядок оценки заявок, то указывайте, какие еще сведения предоставлять. Но если их нет, это не повод отклонять заявку.

Требовать другие документы и информацию от участников закупки нельзя. Их перечень закрытый.

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс разобрали новации в закупках по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Хотя закон обязывает заказчиков прописывать определенные конкурентные процедуры в Положении о закупке, он не ограничивает его в выборе других методов определения поставщика. Если заказчик пожелает их применять, ему следует их прописать в Положении. Таким образом, в документе могут фигурировать две группы конкурентных процедур — мы собрали их на следующей схеме.

Конкурентные процедуры
Обязательные Необязательные
Конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений Любые на усмотрение заказчика, например, запрос цен, запрос оферт, конкурсный отбор, конкурсные переговоры и многое другое
Заказчик обязан заключить договор с победителем торгов Заключать договор с победителем заказчик не обязан

Итак, обязательных процедур в Положении о закупке стало больше. Их особенности — в следующей таблице.

Вид процедуры Описание
Конкурс Заявка оценивается по нескольким критериям. Побеждает тот, чьи условия исполнения договора будут оценены выше.
Аукцион Имеет значение только стоимость, поскольку все прочие условия строго регламентированы в аукционной документации. Побеждает тот, кто предложит самую низкую цену исполнения контракта.
Запрос котировок Процедура в целом похожа на аукцион, но проще. Отсутствует закупочная документация, а все требования к предмету закупки устанавливаются в извещении. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.
Запрос предложений Заказчик устанавливает в тендере условия. Побеждает тот поставщик, чье предложение в большей степени им соответствует.

Вот пошаговый алгоритм выбора способа закупки по 223-ФЗ для заказчиков.

Шаг 1. Выбираем вид — конкурентная или нет. Под неконкурентной понимается прямая покупка у конкретного поставщика, конкурентная закупка по 223-ФЗ — это тендер, о котором сообщено неограниченному кругу лиц. Способом у единственного источника и иными неконкурентными способами реализуют покупки малого объема, для которых проведение тендера нецелесообразно.

Шаг 2. Определяем тип процедуры — электронная или бумажная. Какие тендеры проводят в электронной форме, указано в постановлении №616 от 21.06.2012. Также ФЗ-223 обязывает проводить электронные процедуры для МСП.

Шаг 3. Выбираем способ определения поставщика в соответствии с положением о закупке, которое принято в компании:

  • конкурсы проводят, когда важны неценовые критерии выбора победителя — опыт, квалификация, деловая репутация и проч.;
  • аукцион проводится, если основной критерий — цена;
  • запрос котировок и запрос предложений используют, когда необходим быстрый выбор победителя, а предмет и сумма договора это позволяют;
  • вот как провести процедуру закупок по 223-ФЗ без цены: когда невозможно определить цену тендера, заказчик приводит в документации формулу расчета суммы договора, максимальное значение или стоимость единицы товара, в этом случае заказ проводят без начальной цены договора;
  • закрытые способы используют, если в информации о тендере содержатся секретные сведения;
  • упрощенный порядок проведения тендеров реализуют для отдельных категорий участников (СМП).

В рамках 44-ФЗ существует определенное количество видов закупок, которые прописаны в законе. Их все можно разделить на 2 большие группы – конкурентные и неконкурентные. С 2021 года перечень возможных видов государственных и муниципальных закупок был расширен новыми электронными формами:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • И, конечно, электронный аукцион, который уже давно является самым популярным видом государственных закупок.

С 1 января 2021 осталась только электронная форма проведения закупок. От выбора того или иного вида тендера зависит форма заявки, требование к наличию обеспечения и других документов.

Рассмотрим каждый из видов государственных закупок отдельно.

Регламент проведения процедур заказчики указывают в положении в соответствии с федеральным законом 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующим образом в несколько этапов:

  1. Подготовка документации, которая содержит следующую информацию (ч. 10 ст. 4 ФЗ-223):
      характеристики товара, который подлежит поставке;
  2. требования к его качеству и безопасности;
  3. место, срок поставки и оплаты;
  4. что включено в цену;
  5. требования к участникам и их заявкам;
  6. как получить разъяснения по документации;
  7. что является критерием для определения победителя;
  8. когда будут рассмотрены заявки.
  9. Формирование извещения о проведении тендера, в которое включают (ч. 9 ст. 4 ФЗ-223):
      способ определения победителя;
  10. сведения о заказчике;
  11. предмет тендера;
  12. куда поставлять товар;
  13. цену договора или порядок ее расчета;
  14. как получить тендерную документацию;
  15. сроки и порядок подачи заявок.
  16. Реализация промежуточных этапов, таких как предварительный отбор и т. п. (если этот порядок осуществления конкурентной закупки по 223-ФЗ предусмотрен положением).
  17. Подведение итогов на основании критериев, которые установлены в документации, или результатов ценового предложения участника.
  18. Оформление результатов тендера в виде протокола, который содержит:
      дату подведения итогов;
  19. сколько получено заявок и их номера;
  20. кто отклонен и по какой причине;
  21. результаты оценки заявок;
  22. почему тендер признан несостоявшимся (если это так).
  23. Размещение документа в ЕИС в срок не более 3 календарных дней.
  24. Заключение контракта.

Приводим таблицу сроков проведения конкурентных процедур по 223-ФЗ в 2021 году (ст. 3.2.):

Процедура Срок проведения (не менее)
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Заказчик вправе отменить тендер в любой момент до наступления последнего дня подачи заявок. При внесении изменений срок подачи продлевают так, чтобы до его окончания оставалось не менее половины установленного для данной процедуры срока. Участники направляют запросы о разъяснении положений документации не позднее чем за 3 дня до окончания подачи заявок.

Тендеры для субъектов малого и среднего предпринимательства проводят в электронном виде с учетом положений постановления №1352 от 11.12.2014, которое разъясняет, как проводить упрощенную закупку по 223-ФЗ для МСП, регламентирует годовой объем покупок у этой категории юрлиц и устанавливает ряд льгот:

  1. Ускоренный возврат обеспечения заявки — 7 рабочих дней.
  2. Размер обеспечения заявки — не более 2% от НМЦД.
  3. Обеспечение договора — не более 5% от НМЦД.
  4. Максимальный срок оплаты по договору — 15 рабочих дней.
  5. Пониженные тарифы у торговых площадок.


Похожие записи:

Добавить комментарий