Постановление о проведении аукциона по аренде земельного участка 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановление о проведении аукциона по аренде земельного участка 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории;

Правила определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории при принятии решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации;

Правила заключения договора о комплексном развитии территории посредством проведения торгов в электронной форме.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 мая 2021 г. N 701

Извещение О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков

1. В соответствии с настоящими Правилами заключение договоров о комплексном развитии территории жилой застройки, о комплексном развитии территории нежилой застройки, за исключением случаев заключения договора о комплексном развитии территории нежилой застройки с правообладателем (правообладателями) в соответствии с пунктами 2 и 4 части 7 статьи 66 или со статьей 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации, о комплексном развитии незастроенной территории, осуществляемом в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — договор о комплексном развитии территории), осуществляется посредством проведения торгов в электронной форме (далее — торги) в следующих случаях:

а) в установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации случаях принятия решения о комплексном развитии территории Правительством Российской Федерации;

б) в случае, если решением о проведении торгов, принятом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления, предусмотрено их проведение в электронной форме;

в) в установленном Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства» случае осуществления комплексного развития незастроенной территории единым институтом развития в жилищной сфере.

2. В соответствии с решением о комплексном развитии территории предметом торгов является право на заключение договора о комплексном развитии территории в отношении всей указанной в таком решении территории, ее части либо отдельного этапа реализации решения о комплексном развитии территории.

3. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

4. В качестве организатора торгов выступают уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, организация, указанные в частях 3 и 4 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или действующая на основании договора с ними организация.

5. Проведение торгов осуществляется на электронной площадке, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оператором электронной площадки.

6. Для участия в торгах юридические лица должны быть зарегистрированы в качестве участников торгов в единой информационной системе в сфере закупок и аккредитованы на электронной площадке в соответствии с условиями и порядком таких регистрации и аккредитации, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7. Начальная цена предмета аукциона в случае, если решением о проведении торгов предусмотрено проведение торгов в форме аукциона, или конкурсные условия, метод (способ) и критерии оценки и сравнения предложений участников торгов по их выполнению (далее — конкурсные условия) в случае, если решением о проведении торгов предусмотрено проведение торгов в форме конкурса, устанавливаются указанным решением.

8. Конкурсными условиями, указываемыми в решении о проведении торгов в форме конкурса, могут являться:

а) минимальный объем предусмотренного договором о комплексном развитии территории финансирования работ, подлежащих выполнению лицом, с которым договор о комплексном развитии территории должен быть заключен по результатам торгов;

б) технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости) результатов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта;

в) наличие у участников конкурса необходимых для исполнения договора о комплексном развитии территории финансовых ресурсов, наличие на праве собственности или на ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;

г) предельный срок выполнения работ по договору о комплексном развитии территории, который будет заключен по результатам торгов;

д) цена права на заключение договора о комплексном развитии территории;

е) размер и характеристики площади жилых и (или) нежилых помещений, создаваемых в соответствии с договором о комплексном развитии территории и подлежащих передаче в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

9. Количество конкурсных условий, указываемых в решении о проведении торгов в форме конкурса, не должно быть менее 2, при этом одним из таких условий должно являться условие, указанное в подпункте «а» пункта 8 настоящих Правил.

39. Для участия в аукционе участники торгов вносят на открытые ими специальные счета задаток за участие в торгах (если решением о проведении торгов установлено требование о предоставлении такого задатка) и заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки на участие в аукционе с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в извещении о проведении аукциона.

40. В день определения участников аукциона, указанный в извещении о проведении аукциона, оператор электронной площадки через личный кабинет организатора торгов обеспечивает доступ организатора торгов к поданным заявкам на участие в аукционе и документам, а также к журналу приема заявок.

Решение организатора торгов о допуске участников торгов к участию в аукционе принимается в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок.

41. Организатор торгов в день рассмотрения заявок и документов участников торгов и при условии предоставления задатка за участие в торгах (если решением о проведении аукциона предусмотрено предоставление такого задатка) подписывает протокол о допуске участников торгов к участию в аукционе, в котором указывается перечень принятых заявок (с указанием наименований участников торгов), перечень отозванных ими заявок, наименования участников торгов, допущенных к участию в аукционе, а также наименования участников торгов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.

42. Не позднее следующего рабочего дня после дня подписания протокола о допуске участников торгов к участию в аукционе всем участникам торгов направляется уведомление о признании их участниками аукциона или об отказе в признании участниками аукциона с указанием оснований отказа.

Информация об участниках торгов, не допущенных к участию в аукционе, размещается в открытой части электронной площадки на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

43. Проведение аукциона должно состояться не позднее 3-го рабочего дня со дня направления указанного в пункте 42 настоящих Правил уведомления.

44. Аукцион проводится в день и время, которые указаны в извещении о проведении аукциона, путем последовательного повышения участниками аукциона начальной цены предмета аукциона на величину, равную величине «шага аукциона».

«Шаг аукциона» устанавливается в фиксированной сумме, но не более 5 процентов начальной цены аукциона, и не изменяется в течение всего аукциона.

45. Во время проведения аукциона оператор электронной площадки обеспечивает доступ участников аукциона к закрытой части электронной площадки и возможность представления ими предложений о цене приобретения предмета аукциона.

Оператор электронной площадки обязан обеспечить при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках.

46. Со времени начала проведения аукциона оператором электронной площадки размещается:

а) в открытой части электронной площадки — информация о начале проведения аукциона с указанием предмета аукциона, начальной цены и текущего «шага аукциона»;

б) в закрытой части электронной площадки — помимо информации, указанной в открытой части электронной площадки, также предложения участников аукциона о цене предмета аукциона и время их поступления, последовательная величина повышения начальной цены аукциона в соответствии с предложениями участников аукциона и время, оставшееся до окончания приема предложений участников аукциона о цене предмета аукциона.

47. В течение одного часа со времени начала проведения аукциона участникам аукциона предлагается заявить о приобретении предмета аукциона по начальной цене предмета аукциона. В случае если в течение указанного времени:

а) от какого-либо участника аукциона поступило предложение о цене предмета аукциона, то время для представления следующих предложений об увеличенной на «шаг аукциона» цене предмета аукциона продлевается на 10 минут со времени представления каждого следующего предложения. Если в течение 10 минут после представления последнего предложения о цене предмета аукциона следующее предложение не поступило, аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается;

б) не поступило ни одного предложения о приобретении предмета аукциона по начальной цене предмета аукциона, то аукцион с помощью программно-аппаратных средств электронной площадки завершается. В этом случае временем окончания представления предложений о цене предмета аукциона является время завершения аукциона.

48. При этом программными средствами электронной площадки обеспечивается:

а) исключение возможности подачи участником аукциона предложения о цене предмета аукциона, не соответствующего изменению текущей цены на величину «шага аукциона»;

б) уведомление участника аукциона в случае, если предложение этого участника о цене предмета аукциона не может быть принято в связи с подачей аналогичного предложения ранее другим участником аукциона.

49. Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.

50. Ход проведения аукциона фиксируется оператором электронной площадки в электронном журнале, который направляется организатору торгов в течение одного часа со времени завершения приема предложений о цене предмета аукциона для подведения итогов аукциона путем оформления протокола о результатах аукциона.

Информация о продаже земельных участков и заключении договоров аренды земельных участков размещается в соответствии с требованиями статей 39.11-39.13 и 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Информация о проведении публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения размещается в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Активные аукционы по земельным участкам

Заявки на участие в аукционе с прилагаемыми документами принимаются с 1 июня 2021 г. по 30 июля 2021 г. по рабочим дням с 08:00 до 13:00 по московскому времени по адресу: г. Калуга, пл. Старый Торг, д. 5, к.1.

Сроки приема заявок 01 июня 2021 08:00 — 30 июля 2021 13:00
Определение участников 04 августа 2021
Дата проведения процедуры 05 августа 2021

Июль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Любое приобретение земельного участка, который находится в собственности муниципалитета, должно проходить через аукцион. Это обязательное условие оформления договора аренды. Такая форма введена для того, чтобы все желающие могли получить возможность подать заявки.

Торги для аренды или продажи муниципальных участков – это мероприятие, которое организуется органами власти. Целью данных мероприятий является розыгрыш участков земли, у которых уже получен кадастровый номер, есть возможность подключения газа, света и других инженерных коммуникаций.

На этих участках должно быть получено разрешение на возведение построек, в том числе для многоэтажных застроек требуется разрешение на возведения капитального строения. Обязательно должен быть определен тип участка. Он может быть предназначен под индивидуальное жилищное строительство, для сельскохозяйственных назначений и пр.

Администрация выставляет на аукцион по первоначальной цене участки. Для того чтобы определить первоначальную стоимость, органами власти проводится независимая оценка.

После выставления участка дается определенный период времени, в течение которого все желающие могут подать заявки на участие в аукционе. Победителем считается тот, кто предложить большую цену на объект.

На торгах можно разыгрывать как право получения в аренду, так и возможность оформления в собственность.

Арендная плата за такие участки будет устанавливаться в соответствии с земельным налогом, который установлен в этом регионе.

Образец заявки на участие в торгах:

Подготовка аукциона по продаже или предоставлении муниципальных земельных участков в аренду производится на основании Земельного кодекса РФ. Основные понятия рассматриваются в статье 39.11.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Важный момент! Закон запрещает объединять несколько участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в один лот аукциона. Они должны быть выставлены разными лотами.

Скачать заявку на участие в торгах для заключения договора аренды земельного участка на физ. лицо

Для того, чтобы земельный участок был выдвинут на аукцион, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Уполномоченными органами должны быть подготовлены схемы предлагаемого участка. Если не были вынесены ранее границы, потребуется первоначально провести межевание. Участки, которые выносятся на торги, должны быть разграничены и иметь кадастровый номер.
  2. Обеспечение возможности подведения и подключения инженерных коммуникаций к земельному участку.
  3. После подготовки всех документов, уполномоченный орган принимает решение о вынесении участка на аукцион.

Если проведение аукциона организуется по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц, необходимо осуществить следующую процедуру:

  1. Заинтересованные граждане или юридическая организация должны самостоятельно подготовить документы по вынесению границ участка, провести межевание. Исключением являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В этом случае самостоятельная подготовка документов не предусматривается.
  2. Заявитель должен обеспечить проведение кадастровых работ.
  3. После выполнения необходимых работ по оформлению участка, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с просьбой о проведении аукциона.
  4. Уполномоченный орган должен перед выставлением участка на торги, обеспечить возможность подключения инженерных коммуникаций к объекту.

Скачать заявку на участие в торгах для заключения аренды земельного участка для юр. лиц

Нельзя выставить на торги земельный участок, у которого:

  • не определены границы;
  • не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности;
  • в отношении данного объекта недвижимости отсутствуют возможности подключения инженерных коммуникаций;
  • участок земли не относится к необходимой для выполнения целей категории;
  • на земельном участке возведено строение, которое принадлежит физическим или юридическим лицам;
  • участок находится в резерве для муниципальных или государственных нужд;
  • по территориальному планированию этот объект предназначен для возведения сооружений федерального значения;
  • участок земли находится в общем пользовании или находится в пределах границ общего пользования.

Установление первоначальной стоимости, прием заявок на участие в торгах возложено на уполномоченный орган.

Чтобы подать документы на торги по аренде земельных участков, каждый претендент обязан подготовить пакет документов:

  1. Написать заявку по форме, которую утверждает организатор.
  2. Копия платежного документа о внесении задатка в размере 10% от первоначальной суммы.
  3. Документ, удостоверяющий личность и его ксерокопии;
  4. Если в торгах участвуют иностранные граждане или компании, необходимо предоставить нотариально заверенные переводы всех документов. Для иностранных компаний потребуются переводы учредительной документации.
  5. Для индивидуальных предпринимателей требуется предоставление сведение из единого реестра индивидуальных предпринимателей.
  6. Для юридических лиц – сведения из реестра юридических лиц.

Важный момент! Перечень документов в 2019 году является исчерпывающим. Организатор мероприятия не вправе требовать предоставления дополнительной документации.

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Арендовать госземли можно будет через электронные аукционы

Весь ход проведения аукциона фиксируется. Для этого ведется протокол. Один экземпляр передают после завершения победителю. Проигравшие граждане в течение трех рабочих дней получают обратно задаток.

Статья 449. Основания и последствия признания торгов недействительными

Протокол должен содержать:

  1. Номер регистрации выставленного участка.
  2. Все сведения об объекте: кадастровый номер, адрес.
  3. Список претендентов.
  4. Сведения о победившем: имя для физических лиц, наименование организации для юридических.
  5. Стоимость земли при покупке или арендная плата на него.

После проведения аукциона и определения победителя, результаты должны быть опубликованы в прессе и на официальном сайте органа занимающегося мероприятием.

Аукцион может не состояться по нескольким причинам:

  • на участие подал заявку только один претендент;
  • ни один из участников не поднял билет после того, как была объявлена цена три раза;
  • победитель аукциона после завершения отказывается от подписания протокола или от заключения договора по аренде.

Если аукцион не состоялся, организатор имеет право объявить о его проведении еще раз. Но в этом случае обязательно должны быть изменены условия.

Аукционы по приобретению арендных земельных объектов либо их покупке представляет собой совокупность действий, которые направлены на передачу сформированных и получивших кадастровый номер участков, которые имеют доступ к коммуникациям и разрешение возводить на их площади капитальные здания. Помимо этого, должен быть установлен вид его назначения – под ИЖС, СНТ, ДНП и др.

То есть при проведении такого мероприятия, органами, обладающими властными полномочиями, предлагаются к пользованию в установленных целях территории и устанавливается на них начальная цена. Все заинтересованные лица могут принимать участие и предлагать свою стоимость. Победителем является тот, кто предложит наибольшую сумму.

Участвовать в торгах могут:

  • Граждане России;
  • Предприниматели;
  • Юридические лица;
  • Представители иностранных государств;
  • Лица не имеющие гражданства.

Статьей 38.1 ЗК РФ установлены категории субъектов, которые не вправе принимать участие в конкурсе. Это субъекты:

  • Не сдавшие или не полностью подавшие необходимую документацию;
  • Не оплатившие задаток в установленной форме;
  • Не имеющие права приобретения аренды имущества в соответствии с требованиями действующих законодательных актов;
  • Организации, сведений о которых нет в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Порядок прохождения процедуры закрепляется ст.39.12 ЗК РФ. Он предусматривает:

  1. Принятие решения о торгах. Его могут принимать государственные или муниципальные органы власти, в зависимости от того, кто распоряжается земельной территорией. Кроме того, инициаторами могут выступать интересующиеся лица, им нужно представить соответствующее заявление в уполномоченную службу о проведении процедуры. На этом этапе определяется первоначальная стоимость договора аренды, шаг публичного аукциона, время и место проведения, вид запланированного мероприятия, условия сделки, круг участников.

ВАЖНО! Предметом торгов может выступать только земельный объект, прошедший межевание, установление его границ, поставленный на учет с присвоением ему номера в кадастре и прошедший оформление в установленном законодательно порядке.

  1. Опубликование известия о вынесенном решении местных СМИ. Это могут быть печатные издания, специализированные газеты, сайт местного муниципалитета и т.д.
  2. Принятие заявок от желающих, их регистрация в журнале учета. Они должны быть установленной организатором формы и содержать банковские реквизиты счета, куда будет возвращаться задаток. Для участия представляется требуемая документация:
  • Заявление установленной формы;
  • Платежная квитанция об оплате задатка;
  • Гражданский паспорт для физических лиц;
  • Уставные и регистрационные документы компании;
  • Выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

Этот перечень является окончательным и не может расширяться на усмотрение организатора процедуры.

Надлежаще оформленный протокол является основанием для подписания соглашения об аренде земельного имущества. Оно готовится на основании норм действующего законодательства и должно соответствовать его требованиям. В нем должны содержаться существенные условия сделки, к которым относятся:

  • Конкретизированные данные о территории, его характеристики и признаки;
  • Срок действия;
  • Величина арендных выплат, порядок и способы уплаты;
  • Права и обязательства сторон.

ВНИМАНИЕ! Договор должен быть подписан в период до 5 дней с момента окончания конкурса и подписания протокола.

Сумма задатка, внесенная победившим лицом, учитывается в арендной плате.

Договор готовится в трех экземплярах, которые регистрируются в Росреестре. Передача прав аренды земельного участка после аукциона производится с получением выписки из ЕГРП, после окончания регистрационных действий. Объект передается в использование по передаточному акту.

Долгосрочные арендные правоотношения могут заключаться на срок до 49 лет.

  • УСЛУГИ ПОРТАЛА
  • Бизнес-юрист
  • Открытые реестры юри.лиц всех стран
  • Реестры недвижимости др. стран
  • Объявления Вакансий
  • Жалоба в Конституционный суд РФ
  • Дислокации судов
  • Пользователи
  • Общественная приемная
  • Юрист на ютубе
  • Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
  • Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
  • Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
  • Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
  • Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:

Заявление о предоставление земли без торгов, составляется в простой письменной форме. Заявителю не требуется нотариальное удостоверение заявление.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  • Наименование получателя заявления. Таковым является орган по распоряжению земельными участками.
  • Данные о заявители. Дополнительно необходимо указать все возможные каналы связи. Так для целей ускорения обменом информации, госорганы зачастую предварительно направляют решения по поданным заявлениям на электронную почту.
  • Сведения о земельном участки. Здесь необходимо указать адрес, а также кадастровый номер земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду;
  • Основания предоставления земельного участка. Земельное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земли без торгов.

Заявление о предоставлении земли без торгов, может быть подано как на личном приеме, так и с использованием услуг почтовой связи. Последний вариант сэкономит Вам время простоя в очереди государственного учреждения.

ВНИМАНИЕ: адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.

Аренды земли без торгов имеет свою процедуру в зависимости от правовых оснований предоставления. Раскроем оба варианта Ваших действий в зависимости от конкретной ситуации:

Порядок аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения

Земельное законодательство основывается на принципе неразрывности земельного участка, и объектов, расположенных на нем. Именно поэтому законодатель предусмотрел такое правовое основания предоставления земли без проведения торгов.

Для того что бы получить участок в аренду по указанному основания, вам необходимо направить в гос. орган заявление о предоставлении такого земельного участка. На основании данного заявления, уполномоченный орган примет решение о предоставлении земельного участка в аренду, без проведения торгов.

Порядок аренды для целей индивидуального жилищного строительства

В рассматриваемом случае, Вы также будете должны представить в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка. Однако государственный орган должен будет опубликовать извещение в официальных изданиях о Вашем намерении получить такой земельный участок в аренду.

В случае если в течении одного месяца со дня публикации извещения, заинтересованное лицо выразит также намерение приобрести участок в аренду, такой участок будет передан на аукцион.

Опять же в зависимости от оснований предоставления земельного участка без торгов, пакет необходимых документов, будет отличаться. Рассмотрим каждое основание и необходимый под него комплект документов в отдельности:

Предоставление аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения:

  1. Заявление о предоставлении земельного участка
  2. Выписка из ЕГРН в отношении участка, на котором расположено строение
  3. Правоудостоверяющий документ на объект недвижимости. Таковым документом является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН

При предоставлении земли без проведения торгов для стройки:

  1. Заявление
  2. Выписка из ЕГРН на земельный участок

Но что делать, если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете? А предполагаемое место строительства, Вы выбрали произвольно, исходя из понравившейся Вам местности? В таком случае перед подачей заявления на предоставление земельного участка, Вам необходимо представить орган:

  1. Заявление о предварительном согласовании земельного участка
  2. Схему расположения земельного участка. Указанная схема оформляется кадастровым инженером

Фактически в случае если Вы претендуете на земельный участок, на котором у Вас уже имеются зарегистрированные объекты недвижимости, единственным основанием для отказа в предоставлении аренды земли без торгов, может служить предоставление неполного и ненадлежащего комплекта документов. Или же неверно оформленного заявления.

В условиях же, когда, вы намерены приобрести свободный участок в аренду, перечень оснований для отказа увеличивается:

  • Со дня публикации извещения о намерении передать земельный участок в аренду, в уполномоченный орган поступили такие же заявления. В данном случае приобретение участка возможно не иначе как посредством проведения торгов
  • Вид разрешенного использования земельного участка, не соответствует целям его предоставления
  • В отношении земельного участка, уже ведутся работы по его передачи третьим лицам по ранее поданным заявлениям

Если участок еще не одобрен и его только предстоит сформировать, то заявитель может столкнуться со следующими проблемами:

  • В период предварительного согласования границ земельного участка, также поступило заявление лица, намеренного приобрести указанный земельный участок
  • Предполагаемый к образованию земельный участок, расположен в зоне, в которой не допускает возведение ИЖС
  • На участке расположены не зарегистрированные строения и/или сооружения

В зависимости от оснований предоставления земельного участка, вид судопроизводства будет отличаться.

Так, если спор идет в отношении земельного участка, на котором у Вас имеется зарегистрированный объект недвижимости, необходимо будет подготовить исковое заявление. Так как это именно спор о праве.

Если же Вы намерены получить свободный от прав третьих лиц земельный участок, и получили отказ, то, скорее всего его необходимо будет оспаривать в рамках административного судопроизводства. То есть необходимо готовить административное исковое заявление.

Вне зависимости от этого обращаем Ваше внимание на следующие важные нюансы:

  1. Спор подлежит рассмотрению только в суде
  2. Спор в отношении незаконного отказа в предоставлении земли без торгов подведомственен в районном суде
  3. Указанный спор требует подготовки искового заявление
  4. Доказательства. Очень важны те документы и сведения, которыми Вы будете обосновывать свои требования.

Сэкономить деньги, а самое главное время, при решение вопроса или спора о предоставлении земли без торгов, Вам позволит обращение к нашему земельному адвокату Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

В случае получения постановления о согласовании заявления, необходимо будет поставить участок на учет в органах Росреестра и получить кадастровый паспорт. На все это будущему арендатору земли придется потратить свое время и деньги.

Важно! После того, как участок будет зарегистрирован, можно смело отправляться в администрацию с заявлением на предоставление его в аренду без проведения торгов. Так как этот вопрос ранее был согласован, предстоит только заключение договора аренды.

Распоряжение землей, находящейся в собственности государства, реализуется:

  • органом местного самоуправления (далее – МСУ) городского округа относительно земель, располагающихся на территории этого округа;
  • органом МСУ поселения относительно земель, располагающихся на территории поселения (если имеются принятые правила землепользования и застраивания населенного пункта);
  • органом МСУ муниципального района относительно земель, располагающихся на территории поселения, включенного в состав этого района (если отсутствуют утвержденные правила землепользования и застройки населенного пункта);
  • органами исполнительной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) относительно земель, располагающихся на территории перечисленных субъектов (если закон не устанавливает осуществление указанных полномочий органами МСУ).

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

Земельные участки передаются в собственность:

  • посредством проведения аукциона;
  • продажи земли без процедуры торгов;
  • на бесплатной основе.

Правила реализации торгов определены ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Решение о проведении аукциона принимается уполномоченным органом по заявлению физического или организации.

Порядок подготовки к проведению аукциона для продажи или передачи в аренду участка по инициативе органов власти:

  • подготовка и утверждение органом власти схемы участка, если одобренного проекта межевания территории нет, и участок только образуется;
  • обеспечение органом власти проведения кадастровых работ;
  • госрегистрация прав на землю;
  • определение технических условий подключения участка к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении аукциона.

Порядок подготовки к проведению аукциона по инициативе заинтересованного лица:

  • подготовка лицом схемы участка;
  • подача заявления об утверждении схемы участка с перечислением целей использования;
  • проверка органом власти оснований для одобрения или отказа в одобрении схемы в срок не более двух месяцев со дня получения заявления, принятие решения об отказе или подтверждении;
  • проведение заявителем кадастровых работ;
  • кадастровый учет земли и регистрация права собственности;
  • подача заявления на проведение аукциона с указанием кадастрового номера объекта;
  • обращение органа власти с заявлением о госрегистрации права собственности на землю;
  • получение технических условий подключения к сетям ИТО;
  • принятие решения о проведении аукциона в срок не более двух месяцев с момента подачи заявления.

По завершении подготовительного этапа заинтересованное лицо подает заявку на участие в аукционе по продаже земли со всеми необходимыми документами. Результаты аукциона оформляются в протоколе организатором аукциона.

Аукцион проводится в электронной форме за исключением случаев, когда земля передается физлицам или фермерским хозяйствам:

  • для ИЖС;
  • ведения ЛПХ;
  • ведения дачного хозяйства, садоводства;
  • осуществления фермерской деятельности.

Продажа участка без торгов может быть реализована в следующих случаях:

  • участок сформирован из земельного участка, переданного НКО, созданной физлицами для ведения дачного хозяйства и садоводства;
  • земля предоставляется физлицам для ИЖС или ЛПХ в черте населенного пункта, дачного или фермерского хозяйства согласно ст. 39.18 ЗК РФ;
  • другие случаи, описанные в ст. 39.3 ЗК РФ.

Передача земель на бесплатной основе возможна в следующих случаях:

  • физлицам по окончании пятилетнего периода со дня получения земли в безвозмездное пользование для ведения ЛПХ или реализации фермерской деятельности;
  • физлицам по окончании пяти лет со дня получения земли в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ в муниципальных образованиях, установленных законодательством (гражданин должен иметь основное место работы в указанном МО по специальности, установленной законодательством);
  • в прочих случаях, определенных статьей 39.5 ЗК РФ.

Передача земли в аренду осуществляется без проведения торгов или в виде аукциона.

Правила проведения аукциона обозначены в ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.

Аукцион проходит в несколько этапов:

  • подготовка и организация аукциона на право заключения договора аренды земли, находящейся в собственности государства;
  • подача заявки на участие в аукционе и необходимых документов;
  • проведение аукциона на право заключения договора аренды с оформлением итогов в протоколе.

Организация-1 заключила договор аренды земельного участка с местными властями в целях строительства на нём санатория. Позже права и обязанности по договору аренды земли от арендатора были переданы Организации – 2.

Руководитель нового арендатора составил декларации об объектах недвижимости, которые содержали в себе заведомо недостоверные сведения. В документах он заявлял, что на арендованном участке расположены здание санатория и административное здание. На самом деле земельный участок по-прежнему оставался неосвоенным.

На основании указанных деклараций руководитель нового арендатора зарегистрировал право собственности на «выдуманные» здание в ЕГРН. А затем обратился в местную администрацию с целью выкупа арендуемого земельного участка по льготной цене. Основания для льготной цены на землю – «выдуманные» здания, которые принадлежат Организации-2 на праве собственности и расположены на спорном земельном участке.

И земельный участок площадью 46 272 кв.м. был продан Организации-2 за 166 354 рубля. Полная стоимость этого участка без учета льготы составляла более 20 000 000 рублей. В день регистрации права собственности на землю за Организацией-2 была заключена следующая сделка по продаже участка Организации-3.

Мошеннические действия руководителя Организации-2 были подтверждены судом в рамках уголовного дела. А мэрия смогла добиться возврата спорного земельного участка из незаконного владения.

Судом было отмечено, что сделка купли-продажи между местными властями и Организацией-2 в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожной, поскольку:

  • совершена с нарушением закона (земельный участок был продан лицу, не имеющему права на приобретение этого участка без торгов по льготной цене),
  • посягает на публичные интересы (участок был продан без аукциона по льготной цене, тогда как на спорном участке здания фактически отсутствовали, что, в свою очередь, привело к тому, что муниципалитет не смог получить адекватную стоимость проданного имущества),
  • нарушены интересы третьих лиц, которые в случае проведения аукциона могли принять в нем участие (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.01.2019 N Ф04-5300/2018 по делу N А45-41148/2017).

Городская администрация приняла решение сдать земельный участок в аренду. Для этого на официальном портале было опубликовано извещение о проведении торгов. К участию в аукционе было допущено 5 участников. В дату проведения аукциона к зданию, где проводился аукцион прибыли представители всех участников. Но попасть в само здание и принять участие в торгах смог представитель только одной компании, с которой впоследствии и был заключён договор аренды земельного участка.

Проблема заключалась в том, что 15 неизвестных граждан воспрепятствовали проходу для представителей 4 компаний в здание, где проводился аукцион и принять в нём участие.

Заместитель прокурора обратился в суд для оспаривания результатов таких торгов. Суд поддержал требования истца и признал договор аренды недействительным, обязал компанию вернуть земельный участок, а городскую администрацию – задаток.

При вынесении решения судом были приняты во внимание следующие обстоятельства:

  • нарушения, допущенные городской администрацией при проведении торгов, были существенными и повлияли на их результаты, а, именно, на стоимость аренды земельного участка. Также привели к ущемлению прав и интересов неопределенного круга лиц, так как фактически аукцион не состоялся, цена не была повышена за счёт участия в торгах остальных участников. А, значит, местный бюджет не дополучил дополнительных денежных доходов от сдачи в аренду земельного участка по большей цене;
  • сотрудники городской администрации были в курсе происходящих событий во время аукциона, а, именно, знали, что 4 участника не могут попасть в здание не по своей воле;
  • факт воспрепятствования прохода участникам в здание неизвестными гражданами был подтвержден прокурорской проверкой и постановлением полиции об отказе в возбуждении уголовного дела (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 декабря 2019 года по делу № А54-10886/2018).

Компании-должнику на праве собственности принадлежали земельные участки. В рамках исполнительного производства судебный пристав исполнитель наложил арест на эти участки и передал их МТУ Росимущества для продажи через торги. На аукционе землю выкупила компания.

Должник обратился в суд для признания результатов проведенных торгов недействительными. Суд удовлетворил требования истца. Основанием для признания торгов недействительными стало нарушение со стороны судебного пристава.

В силу гражданского законодательства обращение взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника допускается только по решению суда (статья 278 Гражданского кодекса РФ). Аналогичное указание содержится и в пункте 58 Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 года № 50. ВС РФ отметил, что дела, связанные с обращением взыскания на землю в рамках исполнительного производства должны рассматриваться в порядке искового производства с соблюдением правил исключительной подсудности. Данное требование закона судебным приставом не было соблюдено, в суд он не обращался (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07 августа 2017 года по делу № А11-4652/2016).

Компании-должнику на праве собственности принадлежало здание и земельный участок на праве аренды. В отношении юридического лица было возбуждено дело о банкротстве. В рамках данной процедуры на продажу через торги были выставлены здание и право на аренду земельного участка.

Заявки на участие в торгах подали 2 гражданина и 2 компании, но только одна компания была допущена до участия в торгах.

Другой организации отказали по причине того, что она не представила копии свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, устава, а также в заявке отсутствовали сведения об участии в уставном капитале конкурсного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Вместе с тем, судом было установлено, что в законе содержится исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены потенциальными участниками торгов, и требуемые от истца документы в законе не указаны. Судом был отклонен довод о том, что указанные документы требуются в соответствии с Порядком проведения торгов.

Указанное нарушение является существенным, так как исключило участие в торгах одного из потенциальных покупателей и повлияло на формирование итоговой цены реализации имущества должника. Судом было отмечено, что конкурсный управляющий обязан предпринять все меры по получению максимально возможной выручки, в том числе, и обеспечить участие в торгах наиболее возможного числа участников.

В данном деле торги, а также заключенный договор купли-продажи, были признаны судом недействительными. Суд обязал покупателя вернуть приобретенную недвижимость должнику, а компанию-продавца – денежные средства. На решение суда не повлиял даже тот факт, что стоимость здания после продажи существенно выросла из-за произведенных неотделимых улучшений. В судебном акте отмечено, что само по себе улучшение потребительских качеств и свойств здания не является препятствием для применения правил реституции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2017 года по делу № А03-12879/2014).

Санкт-Петербург, ул. Кропоткина, д.11, Литер А, помещение 5-Н

Время работы:
пн — пт с 10 до 20 часов,
сб — вc по записи

Телефон: +7 (812) 409-49-30

Добавить комментарий