Должности по российскому классификатору в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должности по российскому классификатору в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-2014 (МСКЗ-08)

ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016).

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Между объектами классификации ОКПДТР и ОКЗ установлены связи, позволяющие относить каждый объект ОКПДТР к соответствующей группировке ОКЗ.
В общем случае каждая профессия рабочего или должность служащего может быть однозначно отнесена к определенной группе занятий.
Однако в связи с тем, что понятия «занятия», «профессия», «должность» различны, в отдельных случаях, чтобы установить однозначную связь ОКПДТР с ОКЗ, необходимо использовать пояснения к группировкам ОКЗ.
Указанные пояснения следует также использовать при кодировании производных профессий рабочих и должностей служащих.

При разработке унифицированных форм документов, в которых используются коды классификатора, должна быть предусмотрена обязательная ссылка на ОКПДТР.

Должны ли названия должностей соответствовать классификатору 2021

В программах автоматизации бухгалтерского и кадрового учета (1С), у некоторых операторов ЭДО (СБИС) реализован ОКЗ 2021 с поиском по названию профессии или ОКПДТР, что упрощает подбор нужного идентификатора. Однако подобрать код вполне реально и без их помощи.

Для подбора используем следующую схему:

  • исходя из требуемой квалификации работника определяем главную группу;
  • последовательно двигаясь по уровням классификатора, подбираем подгруппу, малую и начальную группу, исходя из выполняемых работником обязанностей;
  • получив 4-значный код, КЧ берем из соответствующего столбца.

Для примера определим ОКЗ для главного бухгалтера в 2021 году.

Главный бухгалтер:

  • является руководителем, поэтому относится к главной группе 1;
  • принадлежит к группе управляющих. Вторая цифра кода — 2;
  • управляет финансовой деятельностью и относится к малой группе 1 и начальной группе 1. То есть 3 и 4 цифры кода — 1.

Получим код 1211, для которого установлено контрольное число 1.

ВАЖНО!

Осуществлять поиск кода ОКЗ по должности в 2021 г. неправильно, так как она не всегда четко отражает обязанности и специфику деятельности. Ориентироваться необходимо на вид занятий, иначе не избежать ошибок.

Аналогично определяется и ОКЗ для любого другого специалиста.

Пример:

Разные по названию, но одинаковые по трудовой функции (оказание медпомощи) должности врача-офтальмолога и врача-хирурга кодируются одной комбинацией — 2212.

А вот код по ОКЗ для заместителя генерального директора в 2021 г. принимает различные значения (1211, 1212, 1213) в зависимости от того, какими вопросами работник занимается.

Основанием для разработки Общероссийского классификатора занятий являются: План мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем 31 июля 2014 г. N 4970п-П10, и постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

1. РАЗРАБОТАН Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

2. ВНЕСЕН Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2020-ст

4. ВЗАМЕН Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-93

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Общероссийский классификатор гармонизирован с Международной стандартной классификацией занятий 2008 (МСКЗ-08) — International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08) путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и границы понятий этого международного стандарта.

Общероссийский классификатор предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных.

Общероссийский классификатор используется при решении следующих задач:

— проведение переписей населения;

— оценка состояния и динамика изменений структуры занятости населения;

— анализ и прогноз показателей в сфере занятости и профессионального образования;

— регулирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. Любое лицо может быть связано с определенным занятием посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.

ОКЗ включает перечень классификационных группировок занятий и их описания.

В ОКЗ используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок занятий состоит из одного, двух, трех или четырех цифровых знаков, которые соответственно относятся к основной группе, подгруппе, малой группе и начальной группе.

В классификаторе приняты следующие основные группы:

1 Руководители

2 Специалисты высшего уровня квалификации

3 Специалисты среднего уровня квалификации

4 Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием

5 Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности

6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства

7 Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий

8 Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители

9 Неквалифицированные рабочие

0 Военнослужащие.

На четвертом уровне классификационной структуры занятия представлены наиболее детально, на каждом более высоком уровне они объединяются на основе общности принятых признаков классификации.

В качестве признаков классификации приняты уровень квалификации и специализация, требуемые для определенного занятия.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), который достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Специализация отражает специфику (особенности) видов занятий исходя из области требуемых знаний, особенностей технологических или бизнес-процессов, используемых машин и инструментов, обрабатываемых или используемых материалов, видов производимых товаров или услуг, то есть специфику обусловленного этими факторами разделения труда. На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации.

В ОКЗ принято четыре уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему общему образованию, второй уровень квалификации — профессиональному обучению; третий — среднему профессиональному образованию; четвертый — высшему образованию и ученой степени.

При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только путем образования, полученного в организациях высшего и среднего профессионального образования, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование, полученное в организациях высшего и среднего профессионального образования, имеет определяющее значение.

Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели разрабатывают и пересматривают стратегию развития, осуществляют планирование, непосредственную координацию и оценку общей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций при поддержке других руководителей. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную подгруппу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню.

Задачи, выполняемые работниками данной подгруппы, обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов, советов директоров и комитетов; разработку и консультирование по вопросам бюджетной политики, законам и нормативным актам деятельности предприятий, государственных структур и других организаций; постановку целей для предприятий, государственных учреждений и ведомств, других организаций; разработку или утверждение и оценку программ, политики и процедур их реализации; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия; подбор или утверждение подбора сотрудников высшего звена; выполнение церемониальных обязанностей и представление предприятия, государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.

Занятия данной подгруппы подразделяются на следующие малые группы:

111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов

112 Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов определяют, формулируют, консультируют и непосредственно реализуют политику федеральных и региональных или местных органов власти или общин, а также общественных организаций. Они разрабатывают, ратифицируют, изменяют или отменяют законы, общественные нормы и правила, планируют, организуют, управляют, контролируют и оценивают общую деятельность министерств и ведомств, традиционных общин и общественных организаций.

Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов и административных советов правительств, законодательных собраний, органов местного самоуправления и общественных организаций; службу в государственных административных органах или официальных комитетах; расследование вопросов, касающихся интересов общества в целом и затрагивающих интересы избирателей; разработку и консультирование по вопросам проведения государственной политики, исполнения бюджета, законодательства и нормативного обеспечения, установление целей для организации и разработки или утверждения и оценки программ, политики и процедур по их реализации; рекомендации, анализ, оценку и утверждение документов, информационных записок и представленных докладов; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; выделение для использования государственных земель и других ресурсов; выполнение церемониальных обязанностей и представительство от имени государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.

Занятия данной малой группы подразделяются на следующие начальные группы:

1111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний

1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов

1113 Руководители органов местного самоуправления

Контрольное число — 7, полный код — 11117. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1111.7

Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний определяют и формулируют государственную политику, рассматривают и принимают в соответствии с установленными процедурами законодательные акты, а также международные соглашения.

В их обязанности входит:

— участие в заседаниях федеральных и региональных органов законодательной власти;

— рассмотрение проектов законодательных актов в работе комитетов и комиссий палат, в работе согласительных и специальных комиссий, а также рабочих групп;

— внесение парламентского запроса и депутатских запросов, обращение с вопросами к руководству исполнительных органов власти, контроль за исполнением ими законодательных актов;

— обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

— изучение вопросов, представляющих интерес для общественности, и защита интересов избирателей, которых они представляют;

— исполнение представительских функций, проведение встреч, направленных на оказание услуг сообществу, изучение запросов различных групп населения, граждан;

— ведение переговоров с другими законодателями и представителями заинтересованных групп для примирения различных интересов, выработки политики и достижения общественного согласия.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти

Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти

Вступление в силу профстандартов не служит основанием для увольнения работников. Но работодатель может проводить аттестацию работников. Например, при применении квалификационных справочников и профстандартов сотрудники без спецподготовки или требуемого стажа работы, но с достаточным практическим опытом, выполняющие на совесть в полном объёме возложенный на них фронт работ, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности равно работникам со специальной подготовкой и стажем работы.

  • должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
  • должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
  • требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2021 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2021) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

ОКПДТР был принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года № 367) и введён в действие с 1 января 1996.

В ОКПДТР неоднократно вносились изменения (23 декабря 1996 г., 10 июня 1999 г., 29 декабря 2003 г.).

Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учётом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Объектами классификации в ОКПДТР являются профессии рабочих и должности служащих.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

  • профессии рабочих;
  • должности служащих.

Первый раздел — профессии рабочих — включает профессии рабочих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также профессии рабочих, права и обязанности которых предусмотрены в уставах, специальных положениях и соответствующих постановлениях, регламентирующих состав профессий в отраслях экономики.

Второй раздел — должности служащих — разработан на основе Единой номенклатуры должностей служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих постановлений и других нормативных документов по вопросам оплаты труда с учётом наименований должностей, применяемых в экономике. Наименования должностей государственных служащих приведены в соответствии с Указами Президента Российской Федерации «О государственных должностях Российской Федерации» № 32 и «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» № 33 от 11 января 1995 г.

Каждая позиция классификатора состоит из трёх блоков:

  • блока идентификации;
  • блока наименования объекта классификации;
  • информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации. Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Подробный классификатор призван решить сразу несколько важных задач. Он стал частью масштабной государственной программы системы квалификации и кодирования, что дало возможность внедрить современные международные стандарты.

Классификатор кодов профессий и должностей 2021

Механизм присвоения кода профессиям и должностям на практике реализуется с использованием Общероссийского классификатора занятий, принятого в 2015 году.

Условно код каждой профессии можно разделить на пять составных частей. В таблице представим, что означает каждый элемент при формировании кода.

п/п Составная часть Значение
1 ∆∆∆∆∆ Показатель кода должности
2 Контрольный показатель (значение)
3 Показатель кода категории работника
4 ∆∆∆∆ Показатель кода в соответствии с классификатором занятий
5 ∆∆ (или ∆) Класс, категория, квалификация работника

С помощью указанной таблицы кадровому работнику или бухгалтеру не составит труда при необходимости определить код и название должности по классификатору.

Рассмотрим, каким образом осуществляется присвоение кодов сотрудникам бухгалтерской службы. Основными должностями, предусмотренными штатным расписанием для отдела бухгалтерии, являются главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, бухгалтер первой категории, младший бухгалтер.

Для должности главного бухгалтера присвоение кода будет осуществляться следующим образом:

п/п Составная часть Что означает
1 20656 Значение этого поля «2» отражает само понятие должности, тогда как «0656» означает «главный бухгалтер»
2 4 Контрольный показатель (значение)
3 2 «2» — специалист
4 1231 На основании Классификатора занятий, код «2411» принадлежит «Бухгалтеру»
5 04 Значение «05» предназначено для квалификации «ведущий».

Таким образом, для должности главного бухгалтера будет актуален следующий код: 20656 4 2 1231 04.

При приеме в штат компании или индивидуального предпринимателя ведущего бухгалтера, этой должности будет присвоен следующий код:

п/п Составная часть Значение
1 20336 Показатель «2» раскрывает собой само понятие «должность», тогда как «0336» означает «бухгалтер»
2 9 Контрольное значение (число)
3 2 «2» — специалист
4 2411 В соответствии с Классификатором занятий, код «2411» принадлежит «Бухгалтеру»
5 05 Значение «05» установлено для квалификации «ведущий».

Соответственно, для ведущего бухгалтера будет использован следующий код: 20336 9 2 2411 05.

Для должности бухгалтера первой категории применяется следующий код классификатора:

п/п Составная часть Значение
1 20336 В этом значении «2» представляет собой само понятие «должность», тогда как «0336» означает «бухгалтер»
2 9 Контрольное число (показатель)
3 2 «2» — специалист
4 2411 В соответствии с Классификатором занятий, код «2411» принадлежит «Бухгалтеру»
5 1 Значение «05» установлено для первой категории данных специалистов.

Код для должности бухгалтера первой категории будет иметь следующий вид: 20336 9 2 2411 1.

В отношении младшего бухгалтера при использовании классификатора присвоение кода будет осуществляться следующим образом:

п/п Составная часть Значение
1 20336 Показатель равный 2 отражает понятие «должность», тогда как «0336» означает «бухгалтер»
2 9 Контрольное значение (число)
3 2 «2» — специалист
4 2411 В соответствии с Классификатором занятий, код «2411» принадлежит «Бухгалтеру»
5 07 Значение «07» установлено для квалификации «младший».

Соответственно, код для должности младшего бухгалтера будет иметь следующий вид: 20336 9 2 2411 07.

Самая важная поправка — код выполняемой функции стал обязательным для всех работодателей.

Еще в сам отчет СЗВ-ТД добавили сведения о работодателе-правопреемнике,коды для работников Крайнего Севера. А на титульном листе убрали раздел «Отчетный период».

Отчет нужно сдавать по новой форме с 1 июля 2021 года.

Все правки утвердило еще в прошлом году Постановление Правления ПФ РФ от 27.10.2020 N 769п «О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 730п»

Работодатели, которые применяют профстандарты, заполняют код уже с начала 2021 года, для них меняется только формат (ранее был из профстандартов, теперь по классификатору занятий).

Код выполняемой функции указывается, когда в мероприятии СЗВ-ТД есть должность:

  1. Прием на работу
  2. Увольнение
  3. Перевод на другую должность
  4. Присвоение квалификации
  5. Запрет суда занимать должность

Если работник определился с форматом трудовой книжки или у компании изменилось название, код трудовой функции не потребуется.

Добавить комментарий