Налоговый кодекс для религиозных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс для религиозных организаций». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Глава 11. Доходы и налогообложение в религиозных организациях

      Религиозной организацией является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона от 26 января 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ).

      Религиозные организации подразделяются на два типа в зависимости от территориальной сферы деятельности:

      • местные, состоящие не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;
      • централизованные, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

      Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

      В соответствии с Соглашением от 17 июня 1950 года «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (совершено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950 г. вместе с «Протоколом к Соглашению» от 26 ноября 1976 г.) и на основании постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему», постановления Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 709 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 795» договаривающиеся стороны облагают ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми на момент ввоза, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.

      Минфин уточнил, какие налоги должны платить религиозные организации

      Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ). К объектам религиозного назначения относят здания (строения, сооружения), которые предназначены для:

      • богослужений (храмы, часовни и другие культовые постройки), молитвенных (дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника и т. д.) и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний;
      • религиозных почитаний (паломничества). К ним относят паломнические центры и здания гостиниц, принадлежащие религиозным организациям;
      • профессиональных религиозных образований (духовные школы, семинарии, училища, а также общежитие для учащихся и т. п.);
      • иной религиозной деятельности.

      А к объектам благотворительного назначения в первую очередь относят здания (строения, сооружения), которые используются в благотворительных целях, например, благотворительные столовые или больницы, православные детские дома, общеобразовательные учреждения, имеющие, согласно учредительным документам, статус благотворительных организаций (письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41).

      Нередко встречаются такие ситуации, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, помимо объектов религиозного и благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговики, видя такую ситуацию, требуют уплаты земельного налога. Минфин России считает данное требование налоговиков неправомерным и дает разъяснения (письмо от 24 мая 2005 г № 03-06-02-02/41), что освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

      Также на практике встречаются обстоятельства, когда на территории религиозной организации, а точнее, на ее земле расположены объекты религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащие данной религиозной организации. И в этом случае религиозная организация подпадает под льготу по земельному налогу. Это также следует из пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса.

      А в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-05-04-02/31 сказано: если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

      Для создания местной религиозной организации требуется не менее 10 граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

      При этом учредителями религиозной организации не могут быть следующие лица:

      • иностранные граждане / лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации
      • лица, включенные в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”
      • лица, которые ранее являлись руководителем или входили в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом “О противодействии экстремистской деятельности” либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, и со дня вступления в законную силу данного решения суда прошло менее 10 лет

      Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания.

      Органы управления определяются уставом религиозной организации, Закон не предъявляет к их составу особых требований, вместе с тем, религиозная организация должна иметь обязательно постоянно действующий руководящий орган. На данном этапе создания религиозного объединения необходимо определиться с составом учредителей, структурой органов управления, в дальнейшем данные сведения необходимо закрепить в уставе и решении о создании религиозной организации. Также необходимо определить наименование религиозной организации. Оно должно содержать сведения о вероисповедании организации. Кроме того, не допускается использование наименования организации, уже зарегистрированной в ЕГРЮЛ, поэтому при выборе наименование проверьте реестр на предмет наличия аналогичных наименований.

      Обязательным документом религиозной организации являются сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, которым в том числе должны включать историю возникновения религии и данного объединения, формы и методы его деятельности, отношение к семье и браку, к образованию, особенности отношения к здоровью последователей данной религии, ограничения для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.

      Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией, предоставляются на государственную регистрацию объединения. Они указываются в заявлении на регистрацию. После выбора адреса получаем от собственника помещения документы, подтверждающие использование “юридического” адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации религиозного объединения, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.

      Также обязательным документом для религиозного объединения является устав. Устав утверждается учредителями или централизованной религиозной организацией.

      Устав религиозного объединения должен содержать следующие сведения:

      • наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование
      • цели, задачи и основные формы деятельности
      • порядок создания и прекращения деятельности
      • структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция
      • источники образования денежных средств и иного имущества организации
      • порядок внесения изменений и дополнений в устав
      • порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности
      • другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации

      Устав предоставляется в 3 экземплярах в регистрирующий орган.

      Налогообложение религиозных организаций

      Для регистрации централизованного религиозного объединения или религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями данные религиозные организации дополнительно на регистрацию предоставляют следующие документы:

      • нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей)

      Для регистрации местной организации, входящей в состав централизованной религиозной организации на регистрацию необходимо предоставить:

      • документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданный руководящим органом (центром) централизованной религиозной организации

      Решение о создании местной религиозной организации принимается на учредительном собрании. Исключение составляют местные организации, создаваемые централизованными религиозными организациями, для создания которой принимается решение правомочного органа учредителя (учредителей).

      Протокол общего собрания должен содержать:

      • дату и место проведения учредительного собрания
      • список участников учредительного собрания
      • существо принятых решений и результаты голосования по ним (основные вопросы, по которому необходимо обязательно принять решение при создании партии: 1) о создании религиозной организации, 2) о принятии устава религиозной организации, 3) о формировании органов управления религиозной организации)
      • фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола

      Подготовьте также список лиц, создающих местную религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения.

      Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Для регистрации религиозного объединения нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о руководителе (иных лицах, осуществляющих его функции) и со сведениями о заявителе. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации может быть отказано.

      Последнюю страницу листа Н (разд. 5) каждый учредитель заполняет собственноручно и подписывает ее:

      • при подаче документов лично или через нотариуса — в присутствии работника регистрирующего органа или нотариуса соответственно
      • при его направлении в форме электронных документов — усиленной квалифицированной электронной подписью

      При нотариальном удостоверении заявления расходы на нотариуса составят 5000-10000 рублей.

      1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

      2. В уставе религиозной организации указываются:

      наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

      цели, задачи и основные формы деятельности;

      порядок создания и прекращения деятельности;

      структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

      источники образования денежных средств и иного имущества организации;

      порядок внесения изменений и дополнений в устав;

      порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

      другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

      1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

      цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;

      создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

      устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

      в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

      учредитель (учредители) неправомочен.

      2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

      1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.

      2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

      Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

      3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

      4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство, образец которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

      5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

      1. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

      2. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

      1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

      2. Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

      3. Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации. (в ред. Федерального закона от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

      1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

      2. Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие организации, а также учреждать средства массовой информации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

      3. Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

      4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами. (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

      5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг. (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

      Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности. (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

      6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. (в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)

      С 01.01.2007 вступила в силу новая редакция пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. ФЗ от 03.11.2006 N 176-ФЗ), согласно которой «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений)), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий».

      В соответствии с пп. 27 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Кроме того, согласно пп. 11 п. 2 ст. 251 НК при определении налоговой базы также не учитываются имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

      Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Согласно пп. 39.1 п. 1 ст. 264 НК к расходам налогоплательщиков-организаций, уставный капитал которых состоит из вклада религиозных организаций, относятся суммы прибыли, полученные от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций. В соответствии с п. 48 ст. 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются также расходы, осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

      В этой связи интересен следующий пример из правоприменительной практики. ООО «Софийская набережная» направило в УФНС России по г. Москве следующий запрос: «Согласно учредительным документам ООО «Софийская набережная» единственным участником (учредителем) ООО со 100% долей в уставном капитале ООО является местная религиозная организация — православный приход храма Софии Премудрости Божией в Средних садовниках г. Москвы. В соответствии с уставом ООО прибыль, полученная ООО по итогам деятельности после уплаты всех налогов и сборов, поступает в распоряжение участника ООО на достижение его уставных целей; единственным источником извлечения прибыли для ООО на сегодняшний день является деятельность по реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы.

      Относятся ли суммы прибыли ООО «Софийская набережная», полученные от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, к расходам в соответствии с пп. 39.1 п. 1 ст. 264 НК?»

      В ответ на данный запрос УФНС России по г. Москве письмом от 11.04.07 N 09-14/033341 сообщило следующее: «Согласно пп. 39.1 п. 1 ст. 264 НК к расходам налогоплательщиков-организаций, уставный капитал которых состоит из вклада религиозных организаций, относятся суммы прибыли, полученные от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций.

      Следовательно, налоговая база для целей исчисления налога на прибыль организации, уставный (складочный) капитал которой состоит полностью из вклада религиозной организации, формируется в порядке, установленном гл. 25 НК, то есть путем уменьшения полученных доходов на величину произведенных расходов.

      Согласно главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе определять виды предпринимательской деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вмененный доход.

      В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации к операциям, облагаемым единым налогом на вмененный доход, относятся:

      • розничная торговля, осуществляемая через объекты торговой сети;
      • обрядовые и ритуальные услуги, оказываемые физическим лицам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта от 28.06.1993 N 163. Согласно Классификатору к обрядовым услугам (019600), в частности, относятся услуги по организации обрядов (свадеб, юбилеев, крещений); к ритуальным услугам (019500) отнесены подготовка и проведение торжественно-траурных и поминальных церемоний.

      Итак, подлежат ли религиозные организации налогообложению ЕНВД в части пожертвований, которые производятся гражданами в связи с совершением церковных таинств и иных религиозных церемоний, а также в части дохода, полученного от реализации религиозными организациями продукции собственного производства (предметов религиозного назначения и религиозной литературы)?

      Вопрос об обложении единым налогом на вмененный доход «предоставляемых религиозными организациями услуг по реализации предметов культа и религиозного назначения» впервые возник в 2000 г. в связи с попыткой Тульской областной Думы обязать религиозные организации, реализующие предметы культа и религиозного назначения в Тульской области, уплачивать единый налог на вмененный доход. В ответ на обращение Патриарха Московского и Всея Руси Министр РФ по налогам и сборам А.П. Починок в письме от 27.03.2000 N АП-8-02/1393 дал разъяснение, согласно которому «при реализации религиозными организациями предметов культа и религиозного назначения перевод их на уплату единого налога на вмененный доход не производится».

      В мае 2005 г. Курганская областная Дума внесла в ст. 3 Закона Курганской области «О едином налоге на вмененный доход» ряд дополнений, согласно которым:

      1. реализация религиозными организациями предметов религиозного назначения и религиозной литературы рассматривается как розничная торговля;
      2. оказание религиозными организациями ритуальных и обрядовых услуг (крещений, панихид, поминовений и т.д.) является возмездной бытовой услугой.

      В этой связи согласно вышеупомянутому Закону единым налогом на вмененный доход облагались доходы, полученные от реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, а также от оказания ритуальных и обрядовых услуг в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей (в настоящее время данные положения Закона Курганской области утратили силу).

      Земельный налог является местным налогом. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. На территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 12 НК РФ).

      Новый порядок налогообложения расходов на благотворительность

      Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен гл.21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, которая была введена в действие с 1 января 2001 г.

      Статьей 143 НК РФ определено, что плательщиками НДС являются все организации. Это значит, что религиозные организации также являются плательщиками данного налога. Вместе с тем в гл.21 НК РФ для религиозных организаций предусмотрена специальная льгота.

      В соответствии с пп.1 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации:

      • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем , утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья;
      • организация и проведение указанными выше организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.

      Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения НДС, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 N 251 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.09.2002 N 661 и от 03.12.2002 N 862). Перечень действует с 1 января 2001 г.

      Следует отметить, что с момента введения в действие гл.21 НК РФ данная норма не распространялась на организации, учрежденные религиозными организациями (организации, находящиеся в собственности религиозных организаций, и хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций). Данное обстоятельство не позволяло таким организациям, как, например, художественно-производственное предприятие «Софрино», и иным епархиальным предприятиям, учрежденным Русской Православной Церковью, изготавливающим почти весь перечень предметов религиозного назначения, применять указанную выше льготу.

      Поправка, внесенная Законом N 57-ФЗ, исправила это упущение, позволив распространить предусмотренную ст.149 НК РФ льготу и на организации, учрежденные религиозными организациями.

      Таким образом, реализация в церковной лавке религиозной литературы, свечей, крестиков, лампадного масла, крестильных наборов будет освобождена от налогообложения, поскольку перечисленные предметы включены в перечень . Между тем реализация в той же церковной лавке, например, изделий народного творчества (сувениров) будет облагаться НДС на общих основаниях. Налогоплательщикам следует обратить внимание, что операции, не освобождающиеся от налогообложения, и операции, освобождающиеся от налогообложения, обязательно подлежат раздельному учету (п.4 ст.149 НК РФ и п.4 ст.170 НК РФ).

      До 2003 г. организации, в том числе и религиозные, должны были уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог. Этим налогом облагалась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) (1% от выручки), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности (1% от суммы разницы).

      У религиозных объединений не являлись выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) денежные средства (пожертвования), получаемые на осуществление религиозной деятельности, в том числе и при предоставлении в ответ на пожертвования предметов, непосредственно связанных с религиозной деятельностью (п.33.12 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»).

      Коммерческие организации, учредителями которых являлись религиозные объединения, уплачивали налог от полученной выручки и от разницы между продажной и покупной ценами товаров. При этом из налогооблагаемой базы исключались отчисления на благотворительные и культурно-просветительские цели.

      С 1 января 2003 г. налог на пользователей автомобильных дорог отменен (ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации») .

      О порядке проведения заключительных расчетов по итогам 2002 г. см. в статье «Заключительные расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог» // РНК, 2003, N 1-2. — Прим. ред.

      Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл.22 «Акцизы» НК РФ. Статьей 181 НК РФ определены подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. В настоящее время к подакцизным товарам отнесены, в частности, ювелирные изделия. Поэтому для религиозных организаций существенным является положение пп.6 п.1 ст.181 НК РФ, в соответствии с которым предметы религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования при совершении религиозных церемоний и обрядов, не признаются ювелирными изделиями, то есть не относятся к подакцизным товарам.

      С 1 января 2002 г. вступила в силу гл.27 «Налог с продаж» НК РФ. Согласно ст.347 НК РФ налог с продаж устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

      Статьей 350 НК РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж. Так, в соответствии с п.1 ст.350 НК РФ освобождаются от налогообложения операции по реализации физическим лицам ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями. Освобождение от налогообложения операций по реализации предметов религиозного назначения гл.27 НК РФ до 2003 г. не было предусмотрено.

      Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» ст.350 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой освобождаются от налогообложения налогом с продаж операции по реализации предметов культа и предметов религиозного назначения религиозными организациями.

      Особенности налогообложения религиозных организаций

      НДС — федеральный сбор, который предусмотрен при реализации товаров, услуг, работ и т. д. По части его для религиозных организаций введено льготирование. По НК РФ ст.149, п.3, пп.1 освобождаются от уплаты НДС:

      • предметы и литература религиозного назначения;
      • проведение обрядов, церемоний, прочих культовых действий;
      • целевые средства, выделенные для организаций, не занимающихся предпринимательством (тогда средства фиксируются на отдельном счете, а налоговикам отправляются необходимые отчеты);
      • реставрационные, ремонтные виды работ историко-культурных памятников (при условии, что есть лицензия);

      Перечень литературы и предметов культового назначения определен правительственным постановлением № 251 от 31.03.2001 (с изменениями 2002 года). Установленное законом льготирование по части НДС относится к приобретенным религиозным предметам у любых предприятий и к продукции своего производства. Исключение составляют паломнические услуги, а также реализация серебряных колец с молитвами — с них налоговый платеж уплачивается.

      На территории России действует единая ставка налога 18% и льготная — 10%. При продаже религиозное объединение причисляет НДС к стоимости продаваемого товара. По сути, налог уплачивает покупатель — тот, кто приобретает этот товар. Предусмотренное льготирование по части НДС дает возможность продавать товары (услуги) по меньшей стоимости или же извлекать больший доход.

      Для последующей продажи у стороннего предприятия религиозная организация приобрела предметы церковного обихода. От продажи приобретенной продукции организация получает прибыль. По российским законам производство, реализация предметов церковного обихода освобождаются от взимания НДС. Следовательно, в этой ситуации вносить налоговый платеж организации не нужно.

      К федеральным относится налог на доходы, который разъясняется ст.247 НК. По кодексу его объектом является прибыль, которую, в свою очередь, составляют доходы, сниженные на размер произведенных затрат. Отчетный налоговый период — год. Фиксированная ставка по указанному платежу — 20%. Порядок уплаты сбора, связанные с этим вопросы регулирует ст. 25 кодекса. Религиозные объединения, как и все налогоплательщики, обязаны заплатить налог на прибыль, но вправе пользоваться при этом специально установленными для них льготами.

      Не облагаются налогом доходы Пояснения
      От целевых отчислений предприятий и физлиц на функционирование объединений, а также зачислений на уставную деятельность:

      -добровольные пожертвования;

      -благотворительность;

      -субсидирование со стороны органов гос. власти и местного самоуправления (бюджетные отчисления на функционирование, реставрацию историко-культурных объектов и т. п.);

      -иностранные гранты;

      -безвозмездная помощь от иностранных организаций и государств (согласно межправительственным соглашениям);

      -взносы (целевые, членские, вступительные), расходы участников объединений;

      -полученное в порядке наследования объединениями имущество

      Исключением являются подакцизные товары;

      налоговикам следует отчитываться в целевом применении средств, чтобы такие поступления были признаны целевыми

      От продажи литературы, предметов культового назначения
      Суммы, полученные при проведении церемоний, обрядов культового порядка

      По целевым зачислениям ведется раздельный учет по затратам и прибыли. За календарный год налоговикам по месту учета необходимо сдавать итоговую отчетность по использованию целевых средств. Иначе доходы засчитываются как внереализационные и вписываются в налоговую базу для калькуляции налога на прибыль. Но тогда лицо, которое осуществляло пожертвование, может заявлять о его отмене. Вопросы по оказанию безвозмездной помощи в общеполезных целях регулирует ст. 582 Гражданского кодекса России.

      Религиозной организации принадлежит церковный магазин, который реализует предметы культового назначения. От продажи магазин выручил 1 млн 500 тыс. р. Из них 1 млн 100 тыс. руб. — сумма расходов, а 400 тыс. руб. — прибыль, с которой нужно будет уплатить налог. Магазин — нерелигиозная организация, посему обязан будет внести налоговый платеж от полученной с продажи суммы дохода (400 тыс. руб.). Если магазин отчислит вырученные деньги (400 тыс. руб.) организации на уставную деятельность, то он имеет право причислить эту сумму к расходам. Тогда получится, что у магазина нет дохода, с которого нужно заплатить налоговый сбор: 1 млн 100 тыс. р. (сумма расходов) + 400 тыс. руб. (отчисление религиозной организации) = 1 млн 500 тыс. руб.

      • Спасибо
      • Юридические статьи
      • Пользовательское Соглашение
      • Политика конфиденциальности
      • Миграционное право
      • Защита прав потребителей
      • Административное право
      • Гражданское право
      • Земельное право
      • Спорт и право
      • Юридическая поддержка в получении патентов на работу
      • Разрешение на временное проживание
      • Помощь юристов в получении временной регистрации
      • Семейное право
      • Жилищное право
      • Трудовое право
      • Уголовное право
      • Уголовный кодекс РФ (УК РФ)
      • Ювенальное право
      • Образцы документов — формы, бланки, формуляры
      • Страховое право
      • Банковское право
      • Финансовое право
      • Инвестиционное право
      • Международное право
      • Экономика и право

      Чтобы разобраться, платит ли церковь налоги в России, определимся, чем же по сути является РПЦ с «деловой» точки зрения. Религиозные организации в нашей стране считаются полноценными участниками хозяйственных отношений — ведут определенную деятельность, владеют каким-либо имуществом — движимым, недвижимостью, землей. Логично, что они при всем этом вправе называться юридическими лицами.

      Ст. 381 НК РФ освобождает церковь от уплаты налога от имущества, но только в отношении той движимой и недвижимой собственности, которая непосредственно используется для осуществления религиозной деятельности. Церковное общежитие, корпус для братии и т. д. уже будут облагаться данным налогом в тех же размерах, что и для других российских налогоплательщиков. Но здесь есть одно но: налог на имущество — региональный, а значит, в соответствии с НК РФ, ст. 12, п. 3, субъекты могут самостоятельно установить его размер для некоммерческих плательщиков. Для религиозных организаций его делают равным нулю.

      Налог на церковь в России — это еще и налог на прибыль. Согласно НК РФ, ст. 246, п. 1 религиозная организация является его плательщиком. Однако для нее и здесь предусмотрен ряд льгот — при составлении налоговой базы не учитывается следующее:

      • Имущество (в т. ч. деньги) и имущественные права, которые пришли в церковный бюджет в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также в результате продажи своей профильной атрибутики и литературы.
      • Целевые поступления (кроме тех, что относятся к подакцизным). Сюда входят:
        • пожертвования и взносы;
        • имущество, перешедшее по завещанию, наследству;
        • имущество, полученное на осуществление уставной деятельности;
        • гранты от лиц и организаций, включенных в Перечень Постановления правительства №485 (28.06.2008).

      Платит ли церковь налоги государству в России? 91 % интересующихся этим вопросом не могут найти, что же облагается налоговыми сборами из деятельности и имущества церкви. Религиозная организация уплачивает следующее:

      • Транспортный налог: со всего транспорта, находящегося в ведении церкви, уплачивается налог в тех объемах, что и для других налогоплательщиков.
      • Подакцизные сборы (НК РФ, ст. 181): косметика и парфюмерия, спиртосодержащие вещества, лекарственные, профилактические средства и т. д. Отметим, что ювелирная продукция, в т. ч. и продаваемая церковью, не является подакцизным элементом.
      • Christian radio
      • Sermons
      • Poetry
      • Musical video
      • Video Online
      • For Sunday school
      • Articles
      • Photogallery
      • Laws
      • Important
      • Image of beast
      • July, 2021 video archive
      • The Cross and the Switchblade
      • Love Comes Softly — 11 films
      • Cristian Holidays — 2022
      • Forum rules
      • Who are Baptists: a harmful sect or recognized church?
      • Love Comes Softly — 11 films
      • Форма промежуточного ликвидационного баланса
      • Программа «Елим» для Воскресной школы

      Так как церковь – это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

      • продажа церковных принадлежностей;
      • пожертвования прихожан;
      • плата за поминовения и венчание, крещение и другие обряды;
      • кружечные сборы.

      Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов.

      По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся.

      Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

      Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию.

      Обратите внимание

      От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви.

      В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

      • трудовая книжка, где указана должность;
      • медицинская страховка;
      • номер в Пенсионном фонде.

      Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.).

      В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии.

      Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

      Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

      • налога на землю;
      • налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ);
      • налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий