Приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о создании комиссии по оценке профессиональных рисков образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению, в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

Адрес
150000, г. Ярославль
Волжская набережная, 27

Рабочее время
Понедельник—пятница: 8:30–17:30

Телефон:
+7 (4852) 31-40-58
+7 (4852) 40-43-36

Адрес
150000, г. Ярославль
Волжская набережная, 27

Рабочее время
Понедельник—четверг: 8:30–17:30
Пятница: 8:30–16:30

Телефон:
+7 (4852) 31-40-58
+7 (4852) 40-43-36

Статья 212 и Приказ МинТруда №438н требует организовать оценку и дальнейшее управление профессиональными рисками у каждого работодателя. На начало 2021 года ещё не регламентирован единый порядок для оценки рисков. Зато при несчастных случаях данный комплекс будет обязательно проверен инспектором ГИТ согласно Приказа Минтруда N 77 от 21 марта 2019 г. Пока каждый работодатель вправе сам определить методику управления рисками с которой должны быть ознакомлены все работники. Не забудем что в Положении о СУОТ также требуется отразить данный раздел. Мы описываем метод матричной оценки риска рекомендуемой Международной организацией труда.

Начнем с утверждения Приказа о создании комиссии по оценке рисков. В комиссию должны входить Руководители и ответственные за охрану труда и производственную безопасность. Не стоит включать в комиссию АУП который никак не связан с охраной труда (Главный бухгалтер и прочее). Вот примерный перечень тех кто должен входить в комиссию:

— Генеральный директор
— Специалист по охране труда;
— Ответственный за общее координирование работ по охране труда (Главный инженер / Технический директор);
— Ответственные за охрану труда в структурных подразделениях;
— Представитель профсоюза (при наличии).

Оценка и управление профессиональными рисками в 2021 году!

Работодателю требуется самостоятельно разработать и утвердить процедуру управления профессиональными рисками. Для этого разработайте Положение об управлении профессиональными рисками. Обязательно ознакомьте всех работников с данным положением. При его разработке воспользуйтесь примерным положением указанном ниже.

Комиссия создана, Положение утверждено, теперь самое время начать оценку рисков. Для начала комиссия должна составить общий Реестр опасных факторов (Перечень) с указанием должностей используя типовой перечень опасностей, перечисленных в статье 35 Приказа Минтруда России «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» № 438н от 19.08.2016. Ваша задача выявить все опасные факторы способные привести к травмам работника в возможном будущем. Данный реестр удобно составлять вместе с работниками или их руководителями т.к. Специалист по охране труда не может знать все опасные факторы работы. В этой стадии мы выявляем риски, но не оцениваем. В реестре обязательно отразите:

фактор риски (удар током, падение груза, наезд автомобиля и т.д.);
должности или зоны применимые к опасностям (Водитель, Зона погрузки, Электрощитовая).

Следующий этап в процессе управления рисками — cоставление карт оценки рисков по каждой должности. В картах будут указаны выявленные опасности их уровень ИПР и корректирующее мероприятие для управления этими рисками. Не реже одного раза в год необходимо пересматривать карты риска для оцениваемых зон и видов деятельности и корректировать информацию в них.

По окончании всей процедуры оценки профессиональных рисков не лишним будет составить План мероприятий по снижению профессиональных рисков и назначить ответственных лиц за каждый пункт. В нашем примере данные мероприятия указываются прямо в картах риска, но так как процедура оценки рисков ещё довольно «сырая», то советую составить отдельный документ по мероприятиям, таким образом можно избежать лишних вопросов от ГИТ.

Приказ об идентификации опасностей и оценке рисков

В соответствии со статьями 212 и 219 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить работнику условия труда, соответствующие требованиям охраны труда; информировать сотрудников об условиях труда и возможных рисках. Работник, в свою очередь, имеет право знать об охране труда и рисках на своем рабочем месте, а также быть в курсе мер по защите от вредных (опасных) факторов.

Пункт 33 Приказа Минтруда РФ от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения…» говорит об обязанности работодателя выявить опасности на рабочем месте, оценить уровень профессионального риска и определить мероприятия по снижению этого уровня.

Порядок оценки рисков необходимо внедрять в рамках работающей системы управления охраной труда. В противном случае предприятию может угрожать ответственность по части первой статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях — штраф до 80 тысяч рублей.

Оценка профриска риска является частью СУОТ и отвечает на вопросы:

  • какие события могут произойти и какова их причина;
  • какие будут последствия этих событий;
  • какая вероятность их возникновения;
  • как можно уменьшить неблагоприятные последствия или возможность возникновения опасных ситуаций.

Работодатель может применять любой метод оценки профессиональных рисков по своему выбору, может выполнить оценку самостоятельно, а может поручить оценку профрисков специалистам, которые подберут оптимальную методику для ваших условий.

Для заказа услуги АНО ДПО «КЭЦОТ» по оценке профрисков заполните заявку (Информация для проведения оценки рисков).

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

1. Эксперты определяют порядок оценки рисков, периодичность и основания для проведения переоценки. Полученный документ оформляется как раздел Положения о СУОТ, где также прописывается периодичность совещаний по контролю за управлению рисками. Утверждение мероприятий по оценке профриска проводится в согласии с принятой в компании системой документооборота. Порядок утверждает руководитель в виде локального нормативного акта, где должен быть указан состав комиссии по оценке рисков, порядок проведения анализа и оценки, первоочередности мероприятий по снижению риска. Оценка оформляется в виде отчета с определением уровней риска. Необходимо составить перечень мероприятий по снижению уровней рисков. И хотя он будет окончательно оформлен в момент завершения оценки, но форму отчетного документа нужно прописать в Порядке проведения оценки. Методику можно определить заранее, если работодатель уверен в ней, либо отложить до издания приказа об утверждении методики после идентификации опасности.

Приказ о создании рабочей группы по проведению оценки профессиональных рисков – скачать образец

Перечень мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков – скачать образец

2. Специалист проводит идентификацию на всех рабочих местах сотрудников, состоящих в штате организации, и составляет реестр опасностей (см. Пункт 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель проводит оценку своими силами, то необходимо утвердить коллегиальный орган для координации процесса. Если работодатель призвал на помощь сторонних специалистов, то нужно, во-первых, специальным приказом назначить координатора со стороны работодателя, а во-вторых, предоставить подрядчику доступ на территорию оценки ко всем рабочим местам в присутствии сотрудников.

3. Формируется перечень выявленных опасностей, который утверждается работодателем. Специалист проводит оценку уровней рисков, в которую входят идентификация, анализ и сравнительная оценка. Оценку риска можно выполнить как для всего предприятия, так и для отдельных его подразделений или даже для конкретного опасного события. Исходя из этого применяются утвержденные методы оценки риска.

Доказательством того, что разработанные меры по управлению профрисками не были эффективными, будет служить возможное профессиональное заболевание или другой вред здоровью, нанесенный работнику в ходе деятельности на производстве. В этом случае профессиональные риски подлежат немедленной переоценке. Также переоценка необходима в случаях, отмеченных в первой части статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

Среди локальных актов работодателя в обязательном порядке должно быть положение о СУОТ. Утвержденное в компании положение о СУОТ с учетом специфики деятельности должно соответствовать требованиям типового.

Один из разделов положения посвятите управлению профрисками. Он должен содержать регламент проведения оценки, порядок формирования комиссии по выявлению и оценке рисков. Также отразите способ предоставления информации о степени профриска на рабочем месте сотрудника.

Допускается утверждение самостоятельного локального акта — положение об оценке профессиональных рисков.

Результатом оцененных вероятности и тяжести последствий от опасностей являются еще два внутренних документа — реестр профессиональных рисков и карта рисков.

Анализ и оценка рисков компании в 2021

Существует два способа оценить профессиональные риски на предприятии:

  1. Привлечь внешних экспертов из специализированной компании.
  2. Провести оценку рисков силами компании. Но провести полноценную оценку силами одного специалиста по охране труда будет крайне сложно. Необходимо создать комиссию, в которую будут входить не только инструкторы по охране труда, но еще и специалисты по противопожарной безопасности, промышленной безопасности, специалисты по техническим и технологическим процессам, инженеры, представители профсоюза. Состав комиссии может меняться в зависимости от специфики предприятия.
  • Оценка профрисков — составная часть общей системы управления охраной труда.
  • Цель оценки — выявление, определение степени и разработка путей минимизации профрисков.
  • Для оценки профрисков работодатель вправе создать собственную комиссию или привлечь профессионалов со стороны.
  • Несмотря на отсутствие прямых законодательных норм, работодатель обязан проводить оценку профрисков. Это подтверждается судебной практикой.
  • Отсутствие оценки профрисков грозит работодателю штрафами в соответствии с КоАП РФ.
Актуально на

Несмотря на то, что в законодательстве прямо не предусматривается оценка профрисков работодателем, Минтруд в письме от 16 февраля 2021 г. № 15-1/ООГ-357 предупреждает об обязанности ее проведения в соответствии с требованиями Типового положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 19 августа 2016 г. N 438н).

Скачайте Приказ и Типовое положение о системе управления охраной труда в конце статьи.

Также Минтруд в этом письме напоминает, что данный вопрос будет урегулирован в будет в рамках изменений ТК в области охраны труда. Таким образом, обязанность работодателя проводить оценку профессиональных рисков не вызывает сомнений.

Важно

Работодатель не просто должен оценивать профриски, но и принимать конкретные действия на основании результатов оценки.

На основании ст. 209 ТК порядок оценивания уровней профрисков определяется федеральным органом власти в сфере труда, то есть Минтрудом. Однако, в пп. «б» п.33 Типового положения говорится, что работодатель сам определяет порядок реализации оценки профрисков.

Можно посоветовать Госты:

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Документ недействующий, поэтому ссылаться не него в ЛНА было бы некорректно. Можно просто использовать некоторые методы, актуальные для вашей организации.
  2. ГОСТ Р 12.0.010-2009.
  3. Р 2.2.1766-03.

Оценка профессиональных рисков — длительный и довольно сложный процесс. Здесь надо учитывать не только охрану труда, но и пожарную и промышленную безопасность, необходимо разбираться в разных технологических процессах и знать методологию оценки рисков. Поэтому целесообразно привлечь внешних экспертов или отправить членов комиссии на обучение.

Обратившись к пунктам 33–35 Типового положения[1], мы увидим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками, исходя из специфики своей деятельности, устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

• выявление опасностей;

• оценка уровней профессиональных рисков;

• снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу СУОТ. Порядок реализации перечисленных выше мероприятий работодатель определяет самостоятельно.

И уже на этом этапе многие делают ошибку, полагая, что достаточно оценить риски, обратившись в экспертную организацию, и можно спать спокойно, положив в шкаф парочку увесистых папок с картами идентификации опасностей и оценки рисков. Запомните: знание об имеющихся рисках и их уровне никак не повлияют на них, если не осуществлять мероприятия по их управлению.

Оценка риска — лишь часть процесса управления рисками, которая представляет собой поэтапный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, анализируют последствия и вероятность возникновения опасных событий и принимают решение о необходимости обработки риска.

Поскольку риск — это мера опасности, то первый этап управления рисками— это выявление или идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня. Для этого работодатель привлекает:

• службы (специалиста) охраны труда;

• комитет (комиссии) по охране труда;

• работников или уполномоченных ими представительных органов.

К идентификации могут привлекаться сторонние экспертные организации и (или) специалисты (эксперты), имеющие необходимый опыт.

Исполнителя могут оказывать данную услугу двумя способами:

1) выполняя функции службы охраны труда (в организациях с численностью работников до 50 чел.);

2) оказывая консультационные услуги.

В первом случае требуется аккредитация Минтруда России, во втором — нет. Иных требований к «оценщикам» нормативно не установлено.

Обратите внимание!

Нет такой профессии— «специалист по оценке рисков».

Наиболее целесообразно проводить идентификацию своими силами комиссионно. Членами комиссии могут быть специалисты по эксплуатации оборудования, технологи, энергетики, специалист по нормированию труда и специалист по охране труда и (или) промышленной безопасности.

На небольших предприятиях идентификация опасностей может осуществляться одним работником, например специалистом по охране труда или работником, выполняющим его функции.

Организационно-распорядительные документы на всех этапах управления рисками формируют систему взаимосвязанных мероприятий — систему управления профессиональными рисками (далее — СУПР). Они позволяют не только определить последовательность, порядок выполнения отдельных этапов, распределить обязанности между участниками процесса, но и зафиксировать результаты работы.

На первом этапе имеет смысл составить следующие документы:

• Приказ о создании комиссии по проведению оценки профессиональных рисков.

• Приказ об утверждении Положения о СУПР.

• Положение о СУПР.

• Политика по управлению профрисками на предприятиии.

• Процедуры СУПР.

• План мероприятий по реализации процедур СУПР.

• Планирование работ по управлению профрисками на предприятии.

• Контроль СУПР.

Обратите внимание!

Шаблоны этих документов вы можете скачать на «Сервисе форм». Предлагаем два пакета документов: по матричному методу оценки рисков и по методу Фанни-Кинни.

↓ Приложения

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУЛЫМЬЯ
Кондинского района

Ханты — Мансийского автономного округа-Югры

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 марта 2020 года № 17

О проведении идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья

В соответствии с требованиями статей 209, 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктом 5.3. статьи 5 приложения к распоряжению администрации сельского поселения Мулымья от 26 июня 2018 года № 35 «Об утверждении Положения о системе управления охраной труда вадминистрации сельского поселения Мулымья», с целью обеспечения безопасных условий и охраны труда работникам администрации сельского поселения Мулымья:

1. Утвердить:

1.1.Состав комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (далее — комиссия), (приложение 1).

1.2.Положение о комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (приложение 2).

1.3.Порядок проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья (приложение 3).

2. Комиссии при участии руководителей структурных подразделений администрации сельского поселения Мулымья провести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья до 1 апреля 2020 года.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы поселения В.И. Шабарчину.

Глава поселения

Е.В. Белослудцев

Приложение 1

к распоряжению администрации

сельского поселения Мулымья

от 06.03.2020 года № 17

Состав комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков

на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья

заместитель главы сельского поселения Мулымья — председатель комиссии;

начальник правового отдела администрации сельского поселения Мулымья — заместитель председател;

председателя комиссии

Члены комиссии:
начальник финансово-экономического отдела администрации сельского поселения Мулымья;

начальник социально-организационного отдела администрации сельского поселения Мулымья;

главный специалист правового отдела администрации сельского поселения Мулымья, секретарь комиссии

Приложение 2

к распоряжению администрации

сельского поселения Мулымья

от 06.03.2020 года № 17

Положение о комиссии по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков

на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья

(далее — Положение)

Общие положения

1.1. Комиссия по идентификации опасностей и оценке профессиональных рисков на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья (далее – комиссия) образована для проведения идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья, создания процесса управления профессиональными рисками на рабочих местах администрации сельского поселения Мулымья.

1.2. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами администрации сельского поселения Мулымья и настоящим Положением.

Задачи комиссии

2.1. Оперативное рассмотрение вопросов, связанных с системой управления профессиональными рисками на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья.

2.2. Подготовка рекомендаций и предложений:

2.2.1. По организации и поддержанию эффективной системы управления профессиональными рисками в администрации сельского поселения Мулымья;

2.2.2. По контролю за координацией работы по управлению профессиональными рисками в администрации сельского поселения Мулымья.

2.2.3. По результатам проведения идентификации оценки профессиональных рисков.

2.3. Рассмотрение правовых актов администрации сельского поселения Мулымья по вопросам управления профессиональными рисками.

2.4. Рассмотрение иных вопросов, связанных с системой управления профессиональными рисками на рабочих местах в администрации сельского поселения Мулымья.

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

Кого можно включать

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Оценка профессиональных рисков: этапы, методы

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.

Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:

  • юрист;
  • кадровик;
  • секретарь организации.

Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.

Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.

Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).

Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

  • номер;
  • место и дату составления;
  • наименование организации, в которой он создается;
  • обоснование (цель создания комиссии, причины);
  • ссылка на основание;
  • список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества;
  • период работы комиссии,
  • ее функции и задачи.
  • Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.

    В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).

    Как правильно создать приказ о создании комиссии

    Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.

    При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.

    Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).

    Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

    Сам по себе расчет рисков является математико-статистической функцией с применением теории вероятности и других инструментов для анализа и оценки. Самым главным является принятие решения по итогам оценки рисков. Поэтому этот процесс должен быть выполнен настолько качественно, чтобы учитывать специфику производственной деятельности работодателя и должностные обязанности конкретного работника.


    Справка. Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору.


    Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые являются элементами системы управления охраной труда и включают в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

    Минтруд на сегодняшний день не разработал Порядок оценки уровня профессионального риска, не установил соответствующие требования к организациям, которые могут проводить оценку рисков. Пока однозначным является одно: организация, которая проводит оценку рисков должна иметь аккредитацию Минтруда на оказание услуг в области охраны труда, а также аттестат Росаккредитации испытательной лаборатории, если эксперты будут проводить исследования с выдачей протокола замеров. Сведения о протоколах должны содержать сведения об испытательной лаборатории, дату протокола, номер протокола и применяемую методику для замеров.

    Методов оценки рисков много, но нет нормативного правового акта, который устанавливает к ним государственные требования, а также утвержденного порядка оценки уровня рисков.

    На данный момент существуют более 70 методов оценки профессиональных рисков. С 1 марта 2020 года отменен национальный ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011, в котором содержалось описание 31 методов оценки рисков.


    Обратите внимание! Отмена ГОСТ не означает отмену методик. Работодатель вправе выбрать любой из методов, исходя из специфики своей деятельности, или разработать свой собственный метод, и провести идентификацию и оценку профессиональных рисков.


    Кроме того, ГОСТ Р 54144-2010 «Менеджмент рисков Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков Идентификация инцидентов» определяет методологию идентификации рисков. Этот ГОСТ работодатель может использовать в случаях, когда предприятие должно подтвердить компетентным органам, что его деятельность укладывается в рамки требований по безопасности и не превышает уровень допустимого риска. Он также может быть использован для установления предприятием более высоких требований по безопасности и охране труда. Его могут использовать регистрирующие органы для оценки уровня снижения риска за счет установления требований в технических регламентах и стандартах. Действие этих ГОСТ является добровольным.

    При идентификации рисков можно использоваться следующие методы:

    • анализ контрольных листов;
    • экспертные оценки;
    • анализ экспериментальных и хронологических данных;
    • анализ структурной схемы надежности;
    • метод мозгового штурма;
    • системный анализ;
    • анализ сценариев;
    • методы системного проектирования и т.д.

    Еще в конце 2013 года была введена четырнадцатая часть 209 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, в которой указано, что Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако Минтруд до сих пор не установил порядок оценки рисков.

    Зато Роструд уже успел выпустить для инспекторов трудовых инспекций инструктивный материал по проверке работодателей, и уже выдаются предписания. Роструд издал приказ №77 от 21 марта 2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В нем изложены рекомендации для госинспекторов труда, связанные с организацией проверок эффективности работы системы управления охраны труда (СУОТ) и проведения оценки профрисков.

    Положение об управлении профессиональными рисками

    Первый этап — выявление опасностей

    На этом этапе проводят идентификацию опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровья работников, а также составление их перечня. Для реализации этого этапа комиссия проводит осмотр рабочего места для выявления:

    • опасных и вредных факторов производственной среды, которые присутствуют или могут возникнуть, включая организацию труда;
    • видов работ, при которых работники могут подвергаться выявленным опасным факторам, включая обслуживание оборудования, чистку и аварийные работы.

    При проведении оценки рисков необходимо правильно определить все опасности на рабочем месте, которые могут привести к получению травмы работником.

    Второй этап — оценка уровней профессиональных рисков

    Для реализации этого этапа комиссия осуществляет:

    • сбор информации об опасных и вредных факторах для определения степени риска и возможных мер защиты;
    • оценку воздействия по уровню фактора и времени его действия и ее сравнение с нормативами.

    Третий этапе— оценка возможности устранения опасности или ее снижения до минимально допустимого уровня

    Необходимо приступить к интерпретированию результатов с обязательным участием работников. Также необходимо подтвердить документально проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску и интегральным уровнем риска. Финальным должен стать локальный акт, который содержит программу мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней профессиональных рисков.

    Необходимо применить результаты оценки рисков, в том числе.

    • все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок;
    • средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей.

    Оценка профессиональных рисков в Санкт-Петербурге

    Выберите свой подарок при заказе оценки профессиональных рисков!

    Специализированная организация экспертов должна обладать соответствующим опытом и возможностями для квалифицированного проведения оценки профессиональных рисков на предприятии.

    Учебный Экспертный центр «Строитель» работает на рынке услуг спецоценки охраны труда с 1992 года и специализируется в сфере подготовки персонала охране труда, промышленной, пожарной, экологической, транспортной безопасности.

    Утвержденный перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка уровней профессиональных рисков, с указанием аналогичных рабочих мест по образцу формы:

    Индивидуальный номер рабочего места Наименование рабочего места Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.) Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

    Расчет профессиональных рисков

    • Реестр опасностей, формирующих риск травмирования (несчастного случая) на предприятии;
    • Копия приказа о проведении оценки уровней профессиональных рисков на предприятии;
    • Карточка предприятия с указанием ИНН, ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО;
    • Планы цехов и участков, где будут проводиться измерения (по запросу Исполнителя, в течение трех рабочих дней);
    • Материалы (сводная ведомость), проведенной на рабочих местах, специальной оценки условий труда;
    • Материалы производственного контроля, в том числе, протоколы лабораторных исследований (измерений, оценок), проведенных на рабочих местах, в рамках производственного контроля (при наличии);
    • Предписания, выданные органами государственного надзора и контроля;
    • Перечень оборудования, эксплуатируемого на рабочих местах, средств механизации, приспособлений, оснастки, ручных машин и инструмента с указанием типа и марки, а также перечень используемых материалов и сырья и (при необходимости) техническую документацию на них;
    • Краткие описания работ, выполняемых на рабочих местах.

    Данные необходимые для проведения оценки риска возникновения профессионального заболевания, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса по образцу формы:

    Должность (по штатному расписанию) Количество работников Используемое оборудование, материалы, инструмент, включая ПЭВМ, МФУ, принтер Факторы производственной среды и трудового процесса, идентифицированные, в ходе проведения СОУТ и (или) производственного контроля Класс условий труда (КУТ), по результатам СОУТ/по результатам ПК (при наличии)

    Совместно с экспертным центром решите, какие именно факторы вам нужно исследовать на рабочих местах (на разных типах мест они будут отличаться).

    Для измерений и оценки вредных факторов на рабочем месте нужно создать определённые условия. Заранее обсудите это с экспертами и позаботьтесь о реализации необходимого.

    • Оценка риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.
    • Оценка риска травмирования (несчастного случая).
    • Комплексная оценка уровней профессиональных рисков и их приемлемости.

    Результаты оценки профессиональных рисков оформляется в соответствии с установленными правилами. Члены комиссии и её глава должны подписать отчёт.

    Отчет о проведении оценки уровней профессиональных рисков, включает в себя:

    • Перечень рабочих мест, на которых проводится оценка уровней профессиональных рисков;
    • Реестр опасностей, формирующих риск травмирования (несчастного случая) на предприятии, составленный на основе Типового реестра опасностей;
    • Контрольные листы идентификации опасностей и оценки риска травмирования (несчастного случая) на рабочих местах;
    • Карты оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах, включающие данные оценки риска возникновения профессиональных заболеваний, обусловленного воздействием факторов производственной среды и трудового процесса, данные оценки риска травмирования (несчастного случая) и результаты комплексной оценки уровней профессиональных рисков и их приемлемости, рекомендации по снижению уровней рисков;
    • Сводная ведомость оценки уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
    • Приложения к отчету: Методика оценки профессиональных рисков.

    Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков?

    Ответ: Департамент условий и охраны труда рассмотрел по компетенции Ваше обращение, поступившее на официальный сайт Минтруда России, о применении отдельных положений трудового законодательства и сообщает следующее.

    Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда определены положениями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан, в том числе, обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

    Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее — Типовое положение), в котором определен порядок управления профессиональными рисками.

    Обращаем внимание, что процедура управления профессиональными рисками является частью положения о системе управления охраной труда, утверждаемой работодателем.

    Положение о системе управления охраной труда разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов, с последующим его утверждением приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии) (пункт 7 Типового положения).

    Методы выявления опасностей и оценки профессиональных рисков установлены и описаны в действующих стандартах безопасности труда, в том числе международных.

    Одновременно информируем, что вопрос об установлении порядка оценки уровня профессиональных рисков будет урегулирован в рамках проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

    До принятия указанного законопроекта и подзаконных нормативных правовых актов в развитие его положений, полагаем, что проведение оценки профессиональных рисков должно осуществляться работодателем в соответствии с требованиями Типового положения.

    Заместитель
    Директора Департамента
    условий и охраны труда
    Т.М. Жигастова

    Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов именно при исполнении работникам обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Статья 219 Трудового Кодекса Российской Федерации).

    Стандарт ISO 45001:2018 «Система Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. Требования и рекомендации по применению» определяет: «Риск в области охраны здоровья и безопасности труда — это комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья, которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями)».

    Согласно статье 209 Трудового Кодекса Российской Федерации «управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков».

    Для простого понимания такого процесса, как управление профессиональными рисками, можно взглянуть на изображение ниже. На нём типовой процесс управления профессиональными рисками представлен в виде замкнутого процесса.

    Оценка профессиональных рисков на предприятии

    СОУТ, как мы знаем, проводится 1 раз в 5 лет. Периодичность оценки профессиональных рисков устанавливается работодателем самостоятельно, но оптимальной периодичностью считается проведение раз в полгода или раз в год.

    Как правило, в оперативном порядке риски пересматриваются при возникших несчастных случаях, авариях и инцидентах, изменениях в технологическом оборудовании, технологических процессах, улучшениях условий труда работников.

    Справка. Вертикально-интегрированные организации, соответствующие международным стандартам по безопасности, строго регламентируют в своих положениях сроки ежегодного пересмотра рисков.

    Чтобы наглядно представить карту оценки профессиональных рисков рассмотрим карту такой простой профессии, как воспитатель. На ней мы можем увидеть строки по численности работников на данном рабочем месте, выполняемые воспитателем в процессе своей трудовой деятельности работы, места выполнения работ и какие нештатные (аварийные) ситуации могут возникнуть. На основании этих аспектов далее определяются источники опасности.

    1ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ, ИДЕНТИФИКАЦИЙ ОПАСНОСТЕЙ

    • Разрабатывается график идентификации опасностей и оценки рисков
    • Издается Приказ руководителя о создании рабочей группы для проведения идентификации опасностей и оценки рисков
    • ПРОВОДИТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ) ИЗВЕСТНЫХ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ

    2ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

    • Проводится обход и осмотр рабочих мест, опрос персонала, в том числе работников рабочих профессий. Заполнения персоналом анкет для выявления и описания конкретных опасностей.
    • Заполнения карт идентификации опасностей и оценки рисков.
    • Заполнения Реестра умеренных и высоких рисков.
    • Разработка мероприятий плана управления рисками, направленые на снижения и/или исключения рисков.

    3ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

    • Разработка отчета о проведении идентификации и оценка
    • Разработка идентификаций для заказчика

    согласно Приказу Минтруда России №438H от 19 августа 2016 г.
    “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда”

    • Перечень выявленных опасностей
    • Реестр умеренных и высоких рисков
    • Карты идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
    • План управления рисками
    • Методика проведения идентификации опасностей и оценки рисков
    • Отчет по проведенной идентификации
    • Перечень опасных и вредных производственных факторов, указанных в инструкциях по охране труда по профессиям и видам работ.
    • Перечень используемого оборудования (например: станочное оборудование, автомобиль, компрессор печь, газовые баллоны и т.д)
    • Перечень используемых материалов (строительные материалы, чистящие вещества, порошки, ветошь, битумы, бензин и т.д)
    • Перечень опасных и вредных производственных факторов, указанных в инструкциях по охране труда по профессиям и видам работ.
    • Результаты специальной оценки труда (сводная ведомость)
    • Результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил.
    • Результаты проверок органами государственного надзора и контроля.
    • Информация по произошедшим несчастным случаям в организации. Принятые мероприятия по результатам НС.


    Похожие записи:

Добавить комментарий