Перечень вопросов с ответами для аттестации по промышленной безопасности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень вопросов с ответами для аттестации по промышленной безопасности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вопросы тестирования по разделу «Общие требования промышленной безопасности» Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомномунадзору от 4 сентября 2020 г. № 334

Промышленная безопасность А1 билеты с ответами

Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?

  1. Федеральные законы.
  2. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
  3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Что является основной целью Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Снижение вероятности аварий на опасном производственном объекте и, как следствие, снижение уровня загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов;
  2. Предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий;
  3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии.

Какое определение соответствует понятию «авария», изложенному в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ;
  2. Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  3. Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта.

А.1. ( август 2021 г.) Основы промышленной безопасности

Что входит в понятие «инцидент» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта, не сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ;
  2. Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса;
  3. Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.

На какие организации распространяются нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 116 -ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации;
  2. На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;
  3. На государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Что понимается под требованиями промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»?

  1. Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся только в федеральных законах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность;
  2. Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ, других федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
  3. Условия, запреты, ограничения установленные в нормативных актах, соблюдения которых обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах последствий указанных аварий.

  • Все новости
  • Анализ риска, обоснование и декларирование безопасности
  • СМИ Ростехнадзора
  • Новости одной строкой
  • Подготовка, обучение, повышение квалификации
  • Правовой дайджест
  • Мнения специалистов
  • Участие в форумах, конференциях и выставках
  • Обзор публикаций по промышленной безопасности
  • Тематические новости
  • Зарубежный опыт
    VI Всероссийская неделя охраны труда 06.09.2021 до 09.09.2021 Всероссийская неделя охраны труда 07.09.2021 до 09.09.2021 17 сентября 2021 года в г. Москве состоится II Российский межотраслевой Саммит «Промышленная экология». 17.09.2021 RAO/CIS Offshore 2021 21.09.2021 до 24.09.2021 Межрегиональная специализированная выставка НИЖНЕВАРТОВСК. НЕФТЬ. ГАЗ — 2021 28.09.2021 до 29.09.2021

А1. Основы промышленной безопасности 2021 год

  • Ежегодная проверка знаний
  • Курсы целевого назначения
  • Программа повышения квалификации
  • Программа профессиональной переподготовки
  • Профессии рабочих и служащих
  • Дистанционное обучение

Области аттестации до 03.02.2021 г.

(Приказ РТН № 233 от 06.04.2012 г.)

Области аттестации с 03.02.2021 г.

(Приказ РТН № 334 от 04.09.2020 г.)

Примечание

Шифр (старый)

Наименование области аттестации

Шифр (новый)

Наименование области аттестации

Общие требования промышленной безопасности

А.1

Основы промышленной безопасности

А.1

Основы промышленной безопасности

Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Б.1.1

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Б.1.1

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Б.1.2

Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих производств

Б.1.2

Эксплуатация опасных производственных объектов нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств

Объединили старые области

Б.1.2 и Б.1.3

Б.1.3

Эксплуатация объектов нефтехимии

Б.1.3

Эксплуатация опасных производственных объектов сжиженного природного газа

НОВЫЙ БЛОК

Б.1.5

Эксплуатация хлорных объектов

Б.1.4

Эксплуатация хлорных объектов

Б.1.6

Эксплуатация производств минеральных удобрений

Б.1.5

Эксплуатация производств минеральных удобрений

Б.1.7

Эксплуатация аммиачных холодильных установок

Б.1.6

Эксплуатация аммиачных холодильных установок

Б.1.8

Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов

Б.1.7

Эксплуатация опасных производственных объектов складов нефти и нефтепродуктов

Б.1.11

Проектирование химически опасных производственных объектов

Б.1.8

Проектирование химически опасных производственных объектов

Б.1.14

Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов

Б.1.9

Ссылка

Пользуйтесь на здоровье!

Нарушения требований промышленной безопасности: топ 2020 года

Ростехнадзор на сайте в таблице обобщил сведения о нарушениях, выявленных при проведении проверок в 2020 году. На основе этих сведений мы нарисовали для вас инфографику по девяти видам объектов. В этом номере мы публикуем информацию о нарушениях, выявленных на объектах ведения горных работ, объектах котлонадзора и подъемных сооружениях.

А. В. Солодовников

Вопрос — ответ

Новые тесты с ответами по промышленной безопасности (А.1)

Должностные и производственные инструкции: организуем разработку и оформление

В статье мы расскажем, какие нормативные документы регулируют необходимость разрабатывать должностные и производственные инструкции, рассмотрим порядок их разработки и применения, разъясним, в чем их сходства и различия.

Т. Н. Гордюшина

ФНП ПС: что нового

Рассмотрим, как изменились требования ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются подъемные сооружения» после их инвентаризации в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».

С. Г. Подберезина

Вопрос — ответ

Аттестация персонала при смене областей.

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ

Вопрос — ответ

Договор с ПАСФ для ОПО IV класса опасности.

ПМЛА для ОПО IV класса опасности.

Вопрос — ответ

По каким НПА диагностировать горизонтальные подземные и надземные резервуары?

Каковы сроки технического диагностирования РВС?

Как определить срок эксплуатации надземного газопровода?

  • Новые вопросы для аттестации: «сюрпризы» разработчиков
  • Можно ли снизить размер штрафа и как это сделать?
  • Профстандарт специалиста в сфере промбезопасности: что принесет нам его введение
  • Правила работы с персоналом в электроэнергетике: весенний апгрейд

Оценка рисков в промышленной безопасности: практические аспекты

Продолжим тему управления рисками в промышленной безопасности. На этот раз в центре внимания авторов – практические аспекты процесса. Будут раскрыты способы обработки информации, собранной на этапе проверки соблюдения нормативных требований.

Сварочные работы на ОПО: постгильотинные обновления

Сравним, как в результате реализации механизма «регуляторной гильотины» изменились требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах.

Автогидроподъемики: гид по безопасной эксплуатации

Рассмотрим особенности обеспечения безопасной эксплуатации автогидроподъемников, в том числе тех, что предназначены для подъема на высоту людей. Прокомментируем все стадии жизни подъемнка: от момента их выбора и приобретения до момента передачи другому владельцу или списания в утиль.

Новые вопросы по промышленной безопасности

Она проводится в течение 30 дней с того дня, когда:

  • сотрудник трудоустроился или начал работать на новой должности (вне зависимости от того, когда была прошлая проверка), эксплуатировать опасное оборудование;
  • был переведен из одной компании в другую;
  • был переведен на другой вид работ;
  • командирован на промышленное предприятие для осуществления опасных работ.

Срок действия аттестации по промышленной безопасности составляет 5 лет. Поэтому периодичность аттестации по промышленной безопасности, проходящей в плановом порядке, — 5 лет после предыдущей.

Проводится:

  • при внедрении в технологический процесс новой техники, при изменении технологического процесса, при внесении поправок в нормативную документацию, при наличии у трудящегося перерыва в работе на данном рабочем месте в течение 1 года, для лиц, занятых в атомной отрасли, этот период составляет 6 месяцев;
  • после возникновения ЧС вследствие аварии или несчастного случая;
  • при выявившейся в ходе проверки недостаточности знаний по промбезопасности у работников.

Для аттестации в Ростехнадзоре необходимо предоставить следующие бумаги:

  • заявку;
  • копию платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины.

Если перед прохождением тестирования предполагается предварительное обучение, дополнительно направляется заявление в учебный центр.

Аттестация специалистов по промышленной безопасности в Ростехнадзоре проходит в три этапа:

  1. Проводится обучение сотрудников по программам, одобренным Ростехнадзором. Обучение в организации может проводиться как специалистами Ростехнадзора, так и сотрудниками предприятия, прошедшими подготовку в ведомстве.
  2. Проводится проверка усвоенных знаний. Экзамен принимает комиссия из сотрудников предприятия, предварительно прошедших аттестацию в Ростехнадзоре, и специалиста из Ростехнадзора. Мероприятие осуществляется в форме теста. Работник будет считаться прошедшим испытание, если правильно ответит на большинство вопросов.
  3. Выдача удостоверения в случае успешного прохождения проверки.

Вопросы для аттестации по разделу «Общие требования промышленной безопасности»

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности;

изменения, которые вносятся в отдельные акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2553);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 1170 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6679);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 г. N 930 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления обязанности использования проверочных листов (списков контрольных вопросов) при проведении плановых проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5191);

пункты 5 и 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. N 205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 10, ст. 1514);

пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1108 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6246).

3. Плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках лицензионного контроля деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее — федеральный государственный надзор), за исключением федерального государственного надзора, осуществляемого на объектах, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.

2. Федеральный государственный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

3. Предметом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности являются:

а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

требований к безопасному ведению работ, в том числе связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах;

требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах;

требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с применением такого обоснования безопасности;

требований, включая требования пожарной безопасности, для ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения на опасных производственных объектах;

лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I — III классов опасности;

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

При осуществлении федерального государственного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, согласно приложению.

Объектами федерального государственного надзора являются:

деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области промышленной безопасности;

продукция, указанная в приложении к настоящему Положению, применяемая при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, работы и услуги, осуществляемые на опасных производственных объектах;

здания и сооружения на опасных производственных объектах, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах.

4. Федеральный государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.

8. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

9. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

10. Присвоение класса опасности опасным производственным объектам, его изменение, учет опасных производственных объектов осуществляются при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

11. В зависимости от класса опасности эксплуатируемого опасного производственного объекта проведение плановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение одного года;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 3 лет.

В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые выездные проверки не проводятся.

12. В случае соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, критериям оценки добросовестности, указанным в пункте 52 настоящего Положения, устанавливается следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:

а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности — не чаще чем один раз в течение 2 лет;

б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности — не чаще чем один раз в течение 4 лет.

13. При осуществлении федерального государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

14. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора, являются:

руководитель, заместители руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках федерального государственного надзора осуществляются только в виде выездных проверок.

16. В рамках осуществления федерального государственного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:

документарная проверка;

выездная проверка.

17. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

экспертиза;

эксперимент.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

18. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

19. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора могут привлекаться общественные инспекторы в области промышленной безопасности.

Общественные инспекторы в области промышленной безопасности привлекаются к контрольным (надзорным) мероприятиям в качестве специалистов в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

20. При проведении выездных и документарных проверок должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.

При осуществлении видеозаписи при проведении проверки фиксируются дата, время и место ее проведения, а также характеристика выявленных нарушений.

Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

21. При осуществлении в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы зданий и сооружений на опасном производственном объекте, а также технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы, проводящие контрольное (надзорное) мероприятие, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.

22. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте в течение 1 рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.

Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

23. Индивидуальный предприниматель, в отношении которого назначено (запланировано) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, вправе представить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, болезнь индивидуального предпринимателя и его близких родственников, его участие в судебном процессе или исполнение судебных решений, нахождение в отпуске), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.

Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:

описание обстоятельств непреодолимой силы;

сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

24. На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора) в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — постоянный государственный надзор).

25. Постоянный государственный надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

26. Постоянный государственный надзор заключается в возможности постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзора на опасных производственных объектах и совершении ими контрольных (надзорных) действий в соответствии с утвержденным графиком.

27. При осуществлении постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на его осуществление, могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) истребование документов;

д) эксперимент.

28. При осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора должностными лицами, уполномоченными на осуществление постоянного государственного надзора, проводится оценка:

а) состояния зданий, сооружений, помещений опасного производственного объекта, территории или частей территории опасного производственного объекта, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования;

б) работоспособности приборов и систем контроля безопасности на опасном производственном объекте;

в) пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

г) обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на опасном производственном объекте (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»);

д) организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на опасном производственном объекте предусмотрено обязательными требованиями, ее соответствия указанным требованиям;

е) сведений о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

ж) сведений, подтверждающих соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, обязательных требований;

з) сведений о планируемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, мероприятиях на объекте, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, на предмет своевременности, полноты и достаточности;

и) организации работы комиссий по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах;

к) соблюдения на опасном производственном объекте требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте;

л) организации работы аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

м) выполнения мероприятий по устранению причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, профилактике аварий и инцидентов;

н) правильности идентификации опасного производственного объекта;

о) организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью;

п) готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

29. Эксперимент при осуществлении постоянного государственного надзора заключается в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности юридического лица, индивидуального предпринимателя, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Эксперимент проводится не чаще одного раза в год без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте. Продолжительность проведения эксперимента не должна превышать 1 рабочего дня.

30. Установление в отношении опасного производственного объекта режима постоянного государственного контроля (надзора) не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих такие объекты, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного надзора.

31. Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждают графики проведения контрольных (надзорных) действий при осуществлении постоянного государственного надзора в отношении ��онкретных опасных производственных объектов (далее — график осуществления постоянного государственного надзора).

Новые вопросы для аттестации экспертов в области промышленной безопасности

39. При осуществлении федерального государственного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережений;

г) меры стимулирования добросовестности, предусматривающие оценку соответствия организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, критериям добросовестности за 5 лет;

д) консультирование.

40. Информирование по вопросу осуществления федерального государственного надзора осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

41. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного надзора готовится один раз в год и размещается на официальном сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сети «Интернет» в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.

42. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

43. Юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующими опасные производственные объекты, по результатам рассмотрения предостережения могут быть поданы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) возражения, в которых указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

44. Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.

45. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

46. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе направить в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

47. В уведомлении о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований указываются:

а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

г) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.

48. Уведомление о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальный орган) либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.

49. Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

50. В целях мотивации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к соблюдению обязательных требований Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы проводят оценку их добросовестности.

51. Оценка добросовестности проводится по заявлению юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — заявители).

65. Действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, решения, принятые ими в ходе осуществления федерального государственного надзора, могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

66. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем, заместителем руководителя территориального органа.

Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается уполномоченным заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору или уполномоченным заместителем руководителя.

Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителей руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и иных должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассматривается руководителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

67. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежит рассмотрению не позднее 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Чтобы получить аттестацию в Ростехнадзоре по нужным областям, нужно сдать экзамен. Самое лучшее обучение – если человек постоянно имеет дело с предметом обучения. Тогда информация ложится легко, ровно, прочно. Например – в моём случае котельную я и до этого периодически обслуживал, и немного знал её устройство.

Сразу скажу – списать на экзамене в Ростехнадзоре практически нереально. Кроме того, что экзаменаторы находятся в кабинете (3-4 человека), везде стоят камеры. Так что учите, на халяву сдать не получится).

Однако, не помешает иметь при себе шпаргалки (тихо!). Например, в телефоне. Всё это можно скачать по ссылке ниже, с моего Гугл-диска.

  • 02 ФЗ О техническом регулировании 1.rtf
    03 Правила обязательного страхования гражданской ответственности.rtf
    04 Закон о лицензировании 2012.rtf
    05 РД 04-383-00 Положение о представлении информации об авариях и несч случ.doc
    06 Правила регистрации объектов в госреестре.rtf
    07 Правила применения технич устройств на ОПО.doc
    08 Положение о Ростехнадзоре.rtf
    09 Положение о лицензировании.rtf
    10 Положение об утверждении заключений экспертизы.rtf
    11 Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев.rtf
    12 Общие правила ПБ.rtf
    13 Порядок продления срока безопасной эксплуатации технических устройств.rtf
    14 МР по организации производственного контроля.rtf
    15 Административный регламент по выдаче разрешений на применение.rtf
    16 Присвоение наименований ОПО.rtf
    17 Расследование аварий.rtf
    18 Градостроительный кодекс.doc
    19 Кодекс об административных правонарушениях 2012 апрель (извлечения).rtf
    20 Положение о Ростехнадзоре 1.rtf
    21 Положение об аттестации и проверке знаний 1.rtf
    22 Правила организации и осуществления ПК.doc
    23 Правила применения технич устройств.doc
    24 Правила регистрации объектов в госреестре 1.rtf
    25 приказ ростех. 233 Области аттестации.xls
    26 Технический регламент о безопасности машин и оборудования.rtf
    27 ТР ТС 010.2011.doc
    28 116-ФЗ от 31.12.2014.rtf
    29 перечень ОПО РТН.doc
    ФНП к оборудованию под давлением.rtf
    ФНП ОРПД рег Минюст релиз.pdf
    ФНП свар.работ на ОПО.doc
  • Водогрейные котлы малой мощности – Демченко В.Г..pdf
    деаэраторы в котельных малой мощности.rtf
    Деев Л.В. Балахничев Н.А. Котельные установки и их обслужив.djvu
    Курс лекций по теплотехнике – Скрябин В.И..pdf
    насосы и вентиляторы 1990.djvu
    Основы энергоргосбережения – Самойлов М.В. 2002г..djvu
    Основы энергосбережения и энергоаудита – Фокин В.М. 2006г..pdf

С 6 ноября 2019 года аттестацию по промбезопасности проводят по новому порядку. Его определили Положением об аттестации, утвержденным постановлением Правительства от 25.10.2019 № 1365 (далее — Положение № 1365). Правила действуют и для аттестации по безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики. Работать по ним должны предприятия, которые:

  • проектируют, строят, эксплуатируют, реконструируют опасные производственные объекты (ОПО) и гидротехнические сооружения, проводят их капремонт и техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию;
  • производят, монтируют, налаживают, обслуживают и ремонтируют технические устройства на ОПО;
  • проводят техобслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений;
  • эксплуатируют объекты электроэнергетики и энергопринимающие установки, подконтрольные Ростехнадзору, и заняты оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике;
  • проводят производственный контроль за соблюдением требований промбезопасности на ОПО, эксплуатационный контроль и контроль за состоянием гидротехнических сооружений, контроль эксплуатации объектов электроэнергетики;
  • занимаются авторским надзором и строительным контролем за строительством, реконструкцией, капремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики.

Этим предприятиям нужно привести свои локальные акты в соответствие с Положением № 1365. В плане мероприятий следует предусмотреть расходы на дополнительное профессиональное образование по промбезопасности.

Отдельным работникам нужно до аттестации получить дополнительное профессиональное образование в области промбезопасности. Каждые пять лет направляйте на обучение:

  • ответственных за производственный контроль на предприятии, которое эксплуатирует ОПО, в том числе руководителей;
  • членов аттестационных комиссий предприятий в области промбезопасности;
  • специалистов по авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО;
  • работников с функциями по строительному контролю за строительством, реконструкцией, капремонтом ОПО.

Обучение они должны проходить в лицензированных учебных центрах (ст. 91 и 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Дополнительное профобразование нужно получить по каждой области аттестации.

Крупным предприятиям с численностью работников свыше 5 тыс. теперь уже не нужно направлять сотрудников в центральную аттестационную комиссию Ростехнадзора. Аттестацию проходят в территориальных комиссиях этого ведомства:

  • руководители организации и ее обособленных подразделений, ответственные за контроль и надзор, члены аттестационных комиссий;
  • все, кого указали в пункте 1 Положения № 1365, если нужна внеочередная аттестация;
  • инженерно-технические работники, если своей комиссии в организации нет;
  • диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления.

Последнюю категорию работников направляют в Ростехнадзор или его территориальный орган дополнительно после аттестации в комиссии организации.

Отдельный порядок для работников предприятий, которые эксплуатируют ОПО, подведомственные Минобороны, ФСИН, ФСБ, ФСО, Службе внешней разведки и Главному управлению специальных программ Президента. Их аттестуют ведомственные комиссии этих силовых ведомств.

Аттестовать инженерно-технических работников может работодатель. Чтобы проверить их знания, допустимо создать главную комиссию и отдельные комиссии в обособленных подразделениях. Можно также сформировать специализированные комиссии для одной или нескольких областей аттестации (подп. «г» п. 3 Положения № 1356).

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ по-прежнему остается главным правовым документом, который содержит общие требования к работникам и работодателям по обеспечению промбезопасности. Однако этот нормативный акт содержит лишь общие принципы государственной политики для рассматриваемой области. Они серьезно различаются для разных отраслей деятельности: разумеется, требования безопасности для металлургии и атомной энергетике будут сильно разниться.

Поэтому для их уточнения разрабатывались дополнительные правовые акты, которые содержали конкретные правила выполнения разных видов работ для отдельных отраслей промышленности. Они получили унифицированное название федеральных норм и правил. Эти документы издавались в разное время с 1970 по 2019 годы и регулярно пересматривались и дополнялись.

Однако формальный подход к пересмотру такой документации, который часто имел место при выполнении такой работы, оказался недостаточным. Поэтому Правительство инициировало реализацию проекта регуляторной гильотины, который предполагал анализ всего объема действующей правовой базы на предмет упразднения правовых документов, содержащих избыточные, устаревшие или дублирующиеся нормы. В значительной степени это коснулось и области промышленной безопасности.

А.1. (ПБ 115.15) Основы промышленной безопасности 2021 год

Изменения в законодательстве по промышленной безопасности привели к тому, что под нож регуляторной гильотины попало множество правовых документов, составлявших костяк нормативной базы для этой области. По результатам пересмотра было принято решение об отмене:

  • 113 приказов Ростехнадзора;
  • 39 нормативных документов Госгортехнадзора, который был предшественником Ростехнадзора;
  • 25 актов Правительства;
  • 2 документа Минприроды;
  • 1 документ Минэнерго.

В результате с 1 января 2021 года были упразднены 180 правовых документов, на основании которых выполнялось регулирование области промышленной безопасности. Под упразднение правовых документов попали самые ответственные отрасли, включая экспертизу промышленной безопасности, маркшейдерские работы, опасные производства, изготовление взрывчатых веществ и т.д. Для устранения законодательных пробелов по этой сфере требовалось принятие срочных решений.

Несмотря на необходимость объемной законодательной работы, включая изменения в экспертизе промышленной безопасности, решено было уделить приоритетное внимание разработке федеральных норм и правил, которые бы устанавливали нормы выполнения работ в опасных отраслях промышленности. Наличие таких требований становится критически важным с точки зрения минимизации уровня травматизма на производстве и частоты выявления профессиональных заболеваний.

Конечно, эту работу поручили профильному ведомству – Ростехнадзору. Контролирующая организация действительно проделала большую работу и создала 38 федеральных норм и правил для разных отраслей промышленности. Все они уже вступили в действие с 1 января 2021 года, таким образом закрыв собой образовавшиеся пробелы.

Все указанные нормативные документы будут действовать только до 1 января 2027 года. Таким образом, срок их действия составляет шесть лет. Это значит, что ответственное ведомство предполагает продолжить работу по актуализации сформулированных нормативов и к окончанию обозначенного срока, вероятно, представит новые документы, которые будут содержать продуманные положения, отвечающие современному состоянию науки, экономики и техники по соответствующему профилю работы. Сейчас предполагается, что такая актуализация правовых документов станет основополагающим принципом российского законодательства, который будет реализовываться на регулярной основе.

В настоящее время продолжается рассмотрение законопроекта, представленного Ростехнадзором, который предполагает внесение изменений в основной правовой акт, устанавливающий принципы государственной политики по промбезопасности. Проект нормативного документа в установленном порядке был размещен на Федеральном портале проектов для прохождения необходимых процедур – общественного обсуждения, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия.

Основные изменения в правилах промышленной безопасности, отраженные проектом, включали следующие позиции:

  • внедрение новой классификации производственного и технологического оборудования;
  • более четкое сужение области промышленной безопасности за счет исключения из нее смежных тематик, таких как безопасность сооружений и проч.;
  • уточнение принципов проведения плановых проверок на основании графика, составленного с учетом риск-ориентированного подхода к деятельности организации;
  • введение дополнительных требований к осуществлению аудита безопасности производственных предприятий;
  • определение механизмов внедрения дистанционного контроля за работой оборудования в промышленных организациях;
  • дополнительные нормативы, касающиеся осуществления работ в отдельных направлениях, характеризующихся повышенной опасностью для персонала, граждан и состояния окружающей среды.

Однако результаты оценки регулирующего воздействия, выполненной Министерством экономики, показали недостаточный уровень проработанности проекта. Ведомство высказало ряд существенных замечаний к тексту представленного документа, основными из которых можно назвать:

  • невыполнение принципов подхода регуляторной гильотины, которые становятся обязательными для всех компонентов российского законодательства;
  • недостаточная прозрачность предлагаемых механизмов государственного контроля за работой промышленных производств;
  • присутствие избыточных или устаревших предложений по методам осуществления такого контроля;
  • недостаточная степень гармонизации документа с другими правовыми актами в этой области;
  • иные замечания.

В результате текст документа был направлен на доработку, окончательные сроки завершения которой пока неизвестны. В течение всего этого времени федеральный закон № 116-ФЗ будет действовать в прежнем виде без ограничений.

Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 и угроза заражения большого количества людей вызвали настороженность, если не сказать панику, во всех ведущих мировых государствах. Почти все страны ввели исключительно серьезные меры по противодействию увеличению количества случаев заражения, и почти всегда такие меры были связаны с ограничениями экономического или производственного характера.

Это не могло не сказаться на результатах работы производственных и иных предприятий, которые не замедлили заметно снизиться. В таких условиях основной задачей Правительства стало нахождение баланса между сохранением жизнеспособности организаций и защитой граждан от возможного заражения. Для этого был разработан длинный ряд мер, которые имели спефицический характер в зависимости от конкретной отрасли, где они применялись. Разумеется, это коснулось и промышленного производства.

Для этой сферы весной 2020 года было принято Постановление Правительства от 03.04.2020 N 440, которое продлило срок действия ряда разрешительных документов, выданных предприятиям. Известно, что в области промышленной безопасности для выполнения особых видов работ необходимо оформление большого числа документов, включая допуски, наряды, удостоверения и так далее, а их отсутствие становится нарушением законодательства, которое может повлечь за собой крупные штрафы.

Но при этом процесс первичного получения и переоформления такой документации, выполняемый в государственных органах, зачастую сопряжен с большим скоплением людей, что в условиях распространения коронавирусной инфекции создает серьезную угрозу заражения. Кроме этого, в период так называемого карантина, который был объявлен весной 2020 года, значительная часть государственных учреждений была полностью закрыта, поэтому обменять или иным образом актуализировать требующие этого документы у их владельцев не было никакой возможности. Поэтому для значительной части разрешений и других документов, срок действия которых истек в 2020 году, период их применения был продлен на 12 месяцев. Таким образом, если владелец заранее озаботится необходимостью замены заканчивающегося документа, он сможет в удобное время записаться на прием и осуществить такую замену.

Поскольку изменение аттестации промышленной безопасности и другие нормы, введенные постановлением № 440, показали свою эффективность в плане разгрузки государственных органов, позднее вышло дополнительное Постановление Правительства от 1 октября 2020 года № 1580, которым был уточнен и дополнен список разрешений с продленным сроком действия. Самыми важными из них эксперты считают:

  • лицензии на осуществление работы химически опасных и взрывоопасных производств, подлежащие переоформлению по причине смены адреса. Срок действия такой документации продлен до 1 января 2022 года;
  • аттестационные свидетельства и иные документы, подтверждающие результаты прохождения проверки знаний по промышленной безопасности. Срок их действия продлен до 1 июля 2021 года;
  • удостоверения по охране труда, электробезопасности и некоторые другие, срок действия которых тоже продлевается до 1 июля 2021 года.

Указанные сроки представляют собой конечные даты, до наступления которых перечисленные документы должны быть актуализированы. В противном случае организации грозит серьезное наказание, предусмотренное действующим КоАП – например, в форме крупного денежного штрафа. При этом руководство предприятия может по собственному выбору произвести необходимые процедуры и соответствующие замены ранее, до наступления указанных дат.

Любая организация, имеющая в распоряжении опасные объекты, обязана проводить регулярную аттестацию работников на знание нормативов и требований промбезопасности. В этих целях до начала проверки сотрудника нужно обучить или переобучить. Такие положения предусмотрены нормативными актами:

  • ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ст. 9);
  • Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
  • Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37.

Обязательность проверки знаний устанавливается и в должностных обязанностях работника. Там же определяется обязанность начальника контролировать сферу промбезопасности, приобретая требующиеся для этого знания.

Приказом от 06.04.2012 № 233 определен перечень областей аттестации по промышленной безопасности 2020 года:

  • строительство, эксплуатация, консервация, ликвидация опасных промобъектов, транспортирование опасных веществ;
  • изготовление, монтаж, наладка, ремонт, техническое освидетельствование, реконструкция и эксплуатация машин и оборудования, использующихся на объектах;
  • разработка проектной, конструкторской документации по эксплуатации ОПО;
  • экспертиза;
  • предаттестационная подготовка и профессиональное обучение по вопросам из этой сферы;
  • строительный контроль.

Проходить аттестацию по промышленной безопасности должны:

  • начальники предприятий (ст. 5 ПП РФ № 263 от 10.03.1999), так как они отвечают за обеспечение контроля на производстве;
  • сотрудники, отвечающие за процесс контроля на производстве (ст. 4 ПП РФ № 263 от 10.03.1999). Целесообразно такой функционал возложить на лицо, являющееся заместителем руководителя предприятия с количеством работников до 150 человек; специально выделенного работника (при численности 150-500 человек); начальника производственной контрольной службы (при численности выше 500 человек);
  • специалисты, которые исполняют обязанности ответственного в период его отсутствия.

Место процедуры определяет Ростехнадзор: аттестация специалистов по промышленной безопасности проводится в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций или аттестационных комиссиях указанного органа. Выбор места зависит от занимаемой должности и от количества работников предприятия.

В Центральной комиссии аттестация А1 по промышленной безопасности проводится для:

  • руководителей, заместителей руководителей, членов аттестационных комиссий предприятий, имеющих более 5000 сотрудников;
  • иных лиц по решению председателя ЦАК (его заместителя) при наличии заявления поднадзорной организации.

В территориальной проверка проводится для:

  • руководителей, заместителей руководителей, членов аттестационных комиссий предприятий численностью менее 5000 сотрудников;
  • руководителей и сотрудников экспертных организаций, которые выполняют работы для поднадзорных организаций;
  • сотрудников организаций, обеспечивающих подготовку и профессиональное обучение;
  • иных лиц в соответствии с решением председателя ЦАК при наличии обращения поднадзорной организации.

В аттестационной комиссии организации (организации-заказчика) проверка проводится для:

  • сотрудников организаций-подрядчиков;
  • членов аттестационных комиссий филиалов, структурных подразделений организации (без права юридического лица);
  • иных специалистов, кроме тех, которые подлежат проверке надзорным органом.

Оценку осуществляют (п. 3 ст. 1 ФЗ от 29.07.2018 № 271-ФЗ) комиссии:

  • федерального органа власти в отношении тех групп сотрудников, которые установлены Правительством РФ;
  • предприятий, деятельность которых ведется в сфере промбезопасности (при отсутствии такой комиссии процедуру ведет комиссия соответствующего отрасли органа власти на уровне Федерации).

Комиссия по аттестации надзорного органа формируется распорядительным документом по организации. В состав нужно включить:

  • руководителей и главных специалистов предприятия;
  • руководителей и начальников подразделений, ведущих производственный (иной) контроль в сфере безопасности, в аварийно-спасательных службах;
  • иных работников с высоким уровнем квалификации;
  • работающих в терорганах Ростехнадзора, если они обязаны участвовать в работе комиссии по положениям, предусмотренным нормативными актами (по предложению председателя).

Руководит работой комиссии начальник соответствующей организации.


Похожие записи:

Добавить комментарий