Положение о нотариате РК от 12. 08. 2021 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о нотариате РК от 12. 08. 2021 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 54

Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан

1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

3-1) (исключен)

4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 26.12.2011 № 516-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о нотариате

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность.

Статья 3. Нотариальная деятельность и ее гарантии

1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях и пределах, установленных настоящим Законом, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица.

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

2. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность.

3. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

3-1. Нотариальной тайной являются сведения, полученные при совершении нотариального действия или обращении к нотариусу, уполномоченному должностному лицу, в том числе о личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях.

4. Обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса.

4-1. Обязанность соблюдения нотариальной тайны распространяется на стажеров, помощников нотариусов, свидетеля, переводчика, лицо, подписавшее вместо гражданина нотариальный документ вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности последнего, а также работников нотариальных палат и лиц, осуществляющих сопровождение и системно-техническое обслуживание единой нотариальной информационной системы.

5. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам.

6. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, судебных исполнителей по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов.

Сведения о нотариальных действиях, необходимые для осуществления адвокатской деятельности, выдаются также по письменному запросу адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя доверителя, обратившегося к нему за юридической помощью.

Получение из единой нотариальной информационной системы сведений о нотариальных действиях, необходимых для оказания юридической помощи, осуществляется адвокатами путем направления адвокатского запроса в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

Нотариальные сделки будут в электронном виде с июля 2021 года

Статья 30. Оплата нотариальных действий

1. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и должностное лицо аппарата акима города районного значения, поселка, села, сельского округа за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину по ставкам, установленным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. (исключен)
Примечание РЦПИ!
Пункт 4 вводится в действие с 01.01.2010.

4. Должностное лицо консульского учреждения Республики Казахстан за совершение нотариальных действий взимает консульский сбор в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

5. Льготы по оплате нотариальных действий для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, распространяются на этих лиц и при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.

6. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места его работы заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

7. (исключен)
Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

Статья 30-1. Оплата услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом

Статья 81. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

1. Нотариус удостоверяет факт нахождения гражданина в живых.

2. Удостоверение факта нахождения в живых несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

1. Нотариус по просьбе гражданина удостоверяет факт нахождения его в определенном месте.

2. Удостоверение факта нахождения в определенном месте несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 83. Удостоверение времени предъявления документов

Нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Удостоверительная надпись об этом делается на документе с указанием фамилии, имени, отчества предъявившего его лица.

Сноска. В заголовок внесены изменения, исключены статьи 87-91 — Законом РК от 29 марта 2000 г. № 42.

Статья 92. Протест векселя

Протест векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан о переводном и простом векселе.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только заявителям — лицам, обратившимся за совершением этих нотариальных действий самостоятельно или через представителя, если иное не установлено настоящими Основами. (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 480-ФЗ)

Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью шестой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются нотариусом через единую информационную систему нотариата в налоговый орган не позднее пяти дней со дня совершения соответствующего нотариального действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. Сведения о наследниках, принявших наследство, в состав которого входит ранее учтенный объект недвижимости, выдаются по запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления в связи с проведением в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. В данном запросе должны быть указаны номер наследственного дела и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) наследодателя, дата его смерти, место открытия наследства (последнее место жительства наследодателя), а также сведения о ранее учтенном объекте недвижимости. (в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ, от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 30.12.2020 N 518-ФЗ)

При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется. (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

Нотариус не вправе:

заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

Нотариат призван юридически помогать тем, кто в этом нуждается. Выполнять нотариальную деятельность могут только:

  • частные и государственные нотариусы;
  • уполномоченные лица местных органов власти;
  • консулы.

Когда был принят закон РК «О нотариате»? Основные положения закона утверждены 14 июля 1997 года, но в 2020 году представлена обновленная редакция документа. В соответствии с ним каждый нотариус обязан хранить тайну дела, над которым работает. Это правило также действует после окончания его службы.

15 февраля 2021 года Президентом Касым- Жомарт Токаевым подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам нотариата» (далее – Закон).
Закон опубликован 16 февраля 2021 года в «Казахстанская правда» (№ 32 (29409).

В соответствии со ст. 2 Закона, он вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением:
1) абзаца второго подпункта 14), подпункта 15), абзацев седьмого — двенадцатого подпункта 23), подпунктов 25), 28), 29), 31), 32), 33), 38) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 июля 2021 года;
2) подпункта 2), абзаца пятого подпункта 3), абзаца седьмого подпункта
4) пункта 1 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2022 года.
2. Приостановить до 1 июля 2021 года действие абзаца двадцать восьмого подпункта 4) пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:
«3. Получение информации правоохранительными, специальными государственными органами Республики Казахстан и частными судебными исполнителями в рамках уголовных, гражданских, административных, розыскных дел и исполнительного производства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.».
Закон вводится в действие с 27 февраля 2021 года.

Положение о нотариальной части

1. Нотариальное делопроизводство ведется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

2. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть ему переведены по его просьбе за плату в соответствии со статьей 80 настоящего Закона.

1. Основания отказа в выдаче лицензии нотариуса устанавливаются законодательством о лицензировании.

2. При отказе в выдаче лицензии нотариуса заявителю дается мотивированное решение в письменной форме с указанием причин отказа в течение трех дней со дня его принятия.

3. Решение об отказе может быть обжаловано в суде.

Нотариус обязан:

1) совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

2) разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

4) отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

5) соблюдать профессиональную этику;

6) представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную палату сведения о совершенном нотариальном действии, иные документы, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

1. Нотариус и должностные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий, в случае совершения ими неправомерных действий несут уголовную, административную, материальную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

2. Нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики может быть привлечен к ответственности нотариальной палатой в соответствии с Кодексом чести нотариуса.

Закон «О нотариате» РК: пояснения, обзор

1. Деятельность Республиканской нотариальной палаты определяются настоящим Законом и ее уставом. Республиканская нотариальная палата подлежит регистрации в установленном законом порядке.

2. Республиканская нотариальная палата:

1) осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

2) представляет интересы нотариальных палат и нотариусов в государственных органах, негосударственных организациях, в том числе иностранных и международных;

3) участвует в законопроектной и экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан по вопросам нотариата;

4) организует обучение нотариусов;

5) принимает участие в разработке нормативных правовых актов и разрабатывает методические материалы по вопросам нотариата;

6) разрабатывает и утверждает Кодекс чести нотариуса;

7) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству и международным договорам.

3. Республиканская нотариальная палата представляет ежегодно Министерству юстиции Республики Казахстан информацию о своей деятельности.

1. Должностные лица, перечисленные в статье 37 настоящего Закона, обязаны в течение десяти дней со дня удостоверения завещания, а если это невозможно по уважительным причинам, незамедлительно, по возникновении такой возможности, передать один экземпляр удостоверенного завещания на хранение нотариусу по постоянному месту жительства завещателя.

2. В случае, если завещатель не имел постоянного места жительства в Республике Казахстан или его место жительства неизвестно, завещание направляется нотариусу, определяемому Министерством юстиции Республики Казахстан.

3. Нотариус обязан проверить поступившее на хранение завещание и, в случае установления несоответствия его закону, сообщить об этом завещателю и должностному лицу, удостоверившему завещание, для надлежащего оформления.

4. За убыток, нанесенный наследнику (наследникам) по причине несвоевременной передачи удостоверенного завещания, должностное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

43. Отчуждение собственником имущества, находящегося в совместной либо долевой собственности, производится с согласия всех участников.

При совершении сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации, нотариус истребует согласие остальных участников совместной собственности на совершение сделки, которое подлежит нотариальному засвидетельствованию.

Сноска. Пункт 43 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

44. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается согласие другого супруга, если брачным договором не установлен иной режим имущества.

Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению (приобретению) или расторжению сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законодательством порядке, необходимо истребовать нотариально удостоверенное согласие другого супруга, либо заявление о том, что собственник отчуждаемого имущества в браке не состоит, за исключением сделки по отчуждению имущества, приобретенного супругом на основании безвозмездных сделок, до регистрации брака или в порядке наследования, а также за исключением сделки по отчуждению имущества, которое принадлежит супругу в режиме раздельной собственности на основании брачного договора. В последнем случае нотариусу предъявляется брачный договор.

При этом в тексте договора указывается, что имущество приобретается с согласия супруга (и) с указанием полностью его (ее) фамилии, имени и отчества (при его наличии), индивидуального идентификационного номера, даты и места рождения либо, что приобретатель на момент заключения договора в браке ни с кем не состоит, а в случаях наличия брачного договора указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) нотариуса, удостоверившего брачный договор, дату и место удостоверения, реестровый номер и правовой режим имущества.

Брачные отношения супругов нотариус проверяет по свидетельству о браке или через Единую нотариальную информационную систему (далее — ЕНИС) в государственной базе данных «Физические лица», информационной системе «регистрационный пункт ЗАГС», о чем также производит запись на согласии и указывает номер, дату выдачи свидетельства и наименование органа, выдавшего документ.

При удостоверении сделки по отчуждению имущества на основании выданной доверенности правообладателя имущества, заявление об отсутствии брачных отношений отбирается от поверенного, в случае если оно уполномочено на совершение данного вида нотариального действия.

Не подлежат нотариальному удостоверению договора по приобретению квартир, жилых домов (статья 9 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев»), земельных участков (указанных в статье 23 Земельного кодекса Республики Казахстан) если один из супругов является иностранным гражданином, не имеющим вида на жительство в Республике Казахстан, а также, если брачным договором между супругами не установлен режим раздельной собственности.

Сноска. Пункт 44 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

45. В случае, если в согласии на отчуждение имущества указано кому отчуждается имущество, его цена и другие условия, нотариус при удостоверении сделки по отчуждению имущества проверяет соблюдение этих условий.

Сноска. Пункт 45 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

46. При отчуждении доли в праве долевой собственности нотариус руководствуется нормами статей 216 и 501 ГК РК.

Доказательствами извещения других участников общей долевой собственности о продаже доли являются:

1) заявление участника общей долевой собственности об отказе от права преимущественной покупки, подлинность подписи которого нотариально засвидетельствована;

2) заявление продавца доли, подлинность подписи которого нотариально засвидетельствована, переданная нотариусу для уведомления участников общей долевой собственности о намерении продажи доли, а также почтовое или иное уведомление о том, что данное заявление было вручено участнику общей долевой собственности.

Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

69. Нотариус удостоверяет договоры о порядке пользования имуществом, находящимся в общей (совместной или долевой) собственности физических и (или) юридических лиц.

Нотариус удостоверяет договор о порядке пользования общим имуществом, установленном соглашением сторон. При наличии спора нотариус разъясняет порядок обращения в суд.

Сноска. Пункт 69 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

70. В договоре о порядке пользования в отношении каждого участника общей собственности указываются части недвижимого имущества, которыми он вправе пользоваться согласно технической документации, их порядковый номер и размер.

При удос��оверении договора о порядке пользования имуществом стороны устанавливают порядок пользования находящимся на земельном участке жилым домом как с определением порядка пользования земельным участком, так и без такого определения.

УТВЕРЖДЕНА
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 12 ноября 2012 года


УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 19 декабря 2013 года N 229

1. Примерная номенклатура дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — Примерная номенклатура дел), представляет собой систематизированный перечень заголовков дел, образующихся в процессе деятельности государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой. Примерная номенклатура дел определяет порядок формирования документов в дела, систематизации, идентификации, индексации и сроки хранения дел и является методическим документом для составления индивидуальной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой (далее — индивидуальная номенклатура дел).

2. Разделы Примерной номенклатуры дел объединяют наименования дел по функциональному признаку в соответствии с деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой.

3. При составлении Примерной номенклатуры дел учтены следующие нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам документационного обеспечения:

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1;

Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4169; 2006, N 50, ст.5280; 2007, N 49, ст.6079; 2008, N 20, ст.2253; 2010, N 19, ст.2291, N 31, ст.4196; 2013, N 7, ст.611);

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 августа 2010 года N 558 (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2010, регистрационный N 18380) (далее — Перечень);

Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 ноября 2009 года N 403 (зарегистрирован Минюстом России 17.12.2009, регистрационный N 15675), с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2010 года N 81 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2010, регистрационный N 16977), от 23 ноября 2010 года N 360 (зарегистрирован Минюстом России 01.12.2010, регистрационный N 19090).

4. Примерная номенклатура дел состоит из двух разделов: «Организация нотариальной деятельности» и «Совершение нотариальных действий». Внутри разделов заголовки дел сгруппированы с учетом их функциональной взаимосвязи.

В раздел «Организация нотариальной деятельности» включены дела: организационно-распорядительные, отчетности, финансирования и бухгалтерии, по работе с персоналом, регистрационно-контрольные и учетные.

В раздел «Совершение нотариальных действий» включены дела, связанные с совершением нотариальных действий.

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • Свежие
  • Посещаемые

В соответствии со статьей 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 10) приказываю:

1. Внести изменения в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 N 78 (зарегистрирован Минюстом России 23.04.2014, регистрационный N 32095), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 21.12.2016 N 297 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2016, регистрационный N 44883), от 17.04.2018 N 69 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2018, регистрационный N 50841) и от 05.07.2019 N 133 (зарегистрирован Минюстом России 12.07.2019, регистрационный N 55246), согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 29.12.2020.

Министр
К.А. ЧУЙЧЕНКО

Некоторые упомянутые нами документы являются нормативными, то есть обязательными для всех, а некоторые являются методическими, носят рекомендательный характер. В статье мы не будем акцентировать особое внимание на том, что положения одного документа соблюдать нужно обязательно, а другого – нет. Ограничимся лишь основными соответствующими пометками. В делопроизводстве все взаимосвязано, и в конечном итоге выполнять только обязательные предписания не получится. Приведем пример: для обычной коммерческой организации обязательно выполнять только положения документов по архивному делу. ГОСТы, Примерная инструкция по делопроизводству и весь остальной пул документов носят рекомендательный или вовсе справочный характер. Однако невозможно правильно архивировать документы, игнорируя процессы документирования и документооборота. Для хранения нам нужно знать вид и разновидность документа (это документирование), а также вовремя получить его в архив (это документооборот). Вот и получается, что разделение на обязательные и необязательные регламентирующие документы в делопроизводстве – условное. Знать и выполнять приходится все.

Все документы и важные бумаги предприятия раскладываются в отдельные папки, в зависимости от темы или структурного подразделения к которому они относятся. Каждая такая папка называется «Дело». Как правило, оно имеет свой номер и наименование. Номенклатура ��ел фиксирует их, распределяя определенным образом. Параллельно документ отражает сроки хранения тех или иных бумаг и количество томов в деле.

Электронные документы от нотариусов стали равнозначны бумажным в Казахстане

15. Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:

Едином государственном реестре юридических лиц;

учредительном документе юридического лица.

16. Правоспособность иностранного юридического лица нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

17. Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, деятельностью, в связи с которой обязательно членство в саморегулируемой организации, устанавливается нотариусом в объеме, определяемом соответствующей лицензией или свидетельством саморегулируемой организации о допуске юридического лица к определенным видам деятельности.

18. Адрес российского юридического лица нотариус устанавливает по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, сведения о месте нахождения российского юридического лица — по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц либо учредительного документа, а для иных юридических лиц — по сведениям выписки из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица.

19. Информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании:

сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, за исключением случаев подтверждения полномочий органа юридического лица для внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны, где учреждено иностранное юридическое лицо, и (или) иных равных по юридической силе доказательств юридического статуса иностранного юридического лица;

учредительного документа юридического лица, договора с управляющей организацией или управляющим, документа (протокола, решения) о назначении лица на соответствующую должность, судебного акта о назначении арбитражного управляющего, иного документа о наделении лица полномочиями представителя, либо документов, предусмотренных личным законом иностранного юридического лица.

20. Информация о юридическом лице и его органе, действующем без доверенности, фиксируется в реестрах ЕИС и (или) бумажных реестрах в порядке, установленном Требованиями и Порядком.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2020 года приказом Минюста России от 30 сентября 2020 года N 230.

23. Гражданскую дееспособность гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, нотариус устанавливает в соответствии со статьями 21, 26-30 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 2012, N 53, ст.7627) на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего его возраст (пункт 10 Регламента).

Гражданскую дееспособность иностранного гражданина и лица без гражданства нотариус устанавливает в соответствии со статьями 1195, 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4552) на основании документа, удостоверяющего личность.

Полная гражданская дееспособность несовершеннолетнего гражданина устанавливается нотариусом на основании:

1) документа, удостоверяющего личность и подтверждающего возраст несовершеннолетнего;

2) решения органа опеки и попечительства об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

3) судебного акта об объявлении несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет, полностью дееспособным;

4) документов органов записи актов гражданского состояния или сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолетним.

Дееспособность несовершеннолетних граждан Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нотариус устанавливает на основании документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его возраст.

24. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, размещенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

25. Наличие зарегистрированного брака у заявителя нотариус устанавливает из документа органов записи актов гражданского состояния и (или) сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, или из установленного документа иностранного государства, подтверждающего регистрацию брака.

26. Информацию о наличии согласия на совершение сделки, выданного физическим или юридическим лицом, органом юридического лица, органом опеки и попечительства, финансовым управляющим, нотариус устанавливает по сведениям из представленных нотариусу документов (например, согласий, решений, распоряжений). В установленных законодательством Российской Федерации случаях указанная информация может быть получена только из документов, удостоверенных нотариусом, или иным способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

32. При удостоверении договора нотариус посредством ЕИС запрашивает из Единого государственного реестра недвижимости информацию о наличии (отсутствии) судебного акта о признании заявителя недееспособным или ограниченно дееспособным.

Нововведение с защитой документа QR-кодом делает бессмысленным использование поддельных нотариальных документов, ведь выявить фальшивку сможет любой человек, у которого есть смартфон. Для проверки потребуется всего лишь войти в приложение и просканировать QR-маркировку — и на экране появится ссылка, после открытия которой можно прочитать все данные документа. Если они не совпадают с теми, что указаны в тексте, — это фальшивка. Генерить QR-код в другой программе и помещать его на подделываемый документ тоже не вариант, поскольку при совершении каждого нотариального действия нотариус вносит сведения о нём в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата и это закрепляется присвоением специального номера, который входит в реквизиты документа. Проверка по QR-коду сразу покажет, есть ли такой документ в системе и совпадают ли его данные с теми, что указаны на бумажном носителе.

Само собой, нововведения не касаются тех нотариальных документов, которые были составлены до 2021 года и не имеют QR-кода. Законом установлено, что их переоформлять не нужно: они сохраняют свою юридическую силу.

Точно так же QR-код не предусмотрен для нотариально удостоверенных электронных документов. Ведь при их заверении нотариус всегда использует свою усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП), что само по себе уже является электронной меткой, исключающей подделку.

Новации в действиях нотариусов коснулись не только цифровых и прочих гарантий для граждан, но и наделили их новыми обязанностями. Среди особо значимых можно выделить две. Первая: теперь нотариусы в течение пяти дней обязаны уведомлять Федеральную налоговую службу (ФНС) о выданных свидетельствах о праве на наследство в части унаследованной гражданами недвижимости и любых транспортных средств. Согласно новым поправкам нотариусы должны передавать эту информацию в электронном виде через ЕИС нотариата, такое положение призвано ускорить оперативность получения данных структурами ФНС.

При этом, хотя согласно Налоговому кодексу наследники при получении причитающегося им наследства и освобождены от уплаты подоходного налога, со дня открытия наследства у них возникает обязанность по уплате ежегодного налога на унаследованное недвижимое имущество и транспортные средства, так как они становятся их собственниками. Вторая особенность заключается в том, что теперь Росреестр может представлять нотариусу сведения о правах на недвижимость не только наследодателя, но и его пережившего супруга. Это особенно важно в делах о разделе наследства и возможных спорах по этому поводу. Для наследников остаётся только не забыть заявить нотариусу о необходимости сделать соответствующий запрос.

При этом надо иметь в виду, что нотариус обязан отправить в Росреестр документы на регистрацию права собственности наследника или пережившего супруга и соблюсти ряд непреложных условий. Во-первых, документы отправляются после оформления, в тот же день. Предпочтительный способ отправления для отражения в ЕИС нотариата — электронное сообщение с усиленной электронной подписью. Если каналы связи не работают, нотариус должен организовать отправку на бумаге, на это у него есть не более двух дней. Во-вторых, если наследник не заявил отказа от данного действия, то нотариус обязан его выполнить в любом случае и отдельная плата за это не берётся (даже за технические или правовые услуги), так как само действие — это часть сделки вступления в наследство.

  • Нотариусам утвердили пять административных регламентов
  • Изменен порядок регистрации обращений к нотариусам
  • Для нотариусов введут административные регламенты
  • Приостанавливать действие лицензии нотариуса будут квалификационные комиссии
  • Во сколько обойдутся дополнительные услуги нотариуса
  • Равнозначность электронного и бумажного документов подтвердит нотариус

В Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанный Министерством юстиции РК, одновременно с ним в качестве сопровождающего законопроекта, в Мажилисе проходит обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – проект, законопроект). Если о первом законопроекте известно фактически все, он активно обсуждается в экспертном, адвокатском сообществах, его основные положения очень подробно освещены в СМИ, то о втором законопроекте фактически ничего не известно, специальные дискуссии по нему не ведутся, научные обсуждения не проводятся. Это не заслуженное положение, поскольку проектом предусматривается крупнейшее за последние шесть лет реформирование института нотариата.

Повышение качества оказания нотариальных услуг предполагает совершенствование института нотариата в нескольких ключевых направлениях: пересмотр порядка и условий доступа в профессию нотариуса; повышение квалификации и методическое сопровождение деятельности нотариусов; ужесточение ответственности нотариусов за недобросовестное выполнение функций. Законопроектом предполагается решение части выделенных вопросов в области организации нотариата. Рассмотрим важнейшие аспекты проекта.

Цель работы состоит в том, чтобы представить для обсуждения современные актуальные проблемы нотариата. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач: изучить теоретические аспекты правового регулирования нотариата, получившие приоритетное развитие в Республике Казахстан; осуществить анализ норм действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих реализацию функций и организацию нотариата; исследовать современные направления законотворческого процесса в области нотариата; предложить новые направления совершенствования правового обеспечения института нотариата.

Методологическую основу исследования составили диалектический, логикоправовой, социально-правовой, системноструктурный методы. Значительное внимание в работе уделено применению специально-юридических методов исследования – сравнительно-правовому и историко-правовому.

Теоретические основы существования развития института нотариата в казахстанской правовой системе можно сформулировать следующим образом:

1. Институт нотариата Казахстана имманентен всем странам, правовая система которых построена на принципах континентальной системы права и определяется как «латинский»

2. Нотариат рассматривается как институт «предупредительного» правосудия по гражданским делам, в пределах бесспорной гражданской юрисдикции, придающий нотариальному акту особую доказательственную силу.

3. Нотариат является одним из эффективнейших способов осуществления со стороны государства необходимого контроля, и адекватного реагирования на реальное развитие гражданско-правовых отношений.

Нотариальные действия совершаются (п. 2 гл. 1 разд. I Порядка):

частными нотариусами — в помещении, которое является рабочим местом нотариуса;

государственными нотариусами — в помещении государственной нотариальной конторы;

государственными нотариусами госархивов — в помещении госархивов;

уполномоченными лицами органов местного самоуправления (исполнительных комитетов сель-, посел-, гор- советов) — в помещении таких органов.

Если по каким-то причинам физическое лицо не может явиться в помещение нотариуса (нотариальную контору) для совершения нотариального действия или когда того требуют особенности удостоверяемой сделки, то такое нотариальное действие может совершаться вне указанных помещений, но в пределах нотариального округа.

Предусмотрена возможность совершения нотариусами новых нотариальных действий:

  • исполнительной надписи для взыскания задолженности в бесспорном порядке в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу[1].

Предусмотрена возможность совершения некоторых нотариальных действий с помощью сети Интернет удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу.
На текущий момент Законом установлен следующий перечень нотариальных действий, которые могут быть совершены удаленно:

  • свидетельствование верности перевода документа с одного языка на другой;
  • передача электронных документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит и на депонирование безналичных денежных средств;
  • совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
  • получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу.

Новеллой станет размещение на ряде нотариальных документов, изготовленных на бумажных носителях специальной машиночитаемой маркировки (QR-кода), с помощью которой можно будет осуществлять проверку информации о нотариальном документе.
QR-код будет содержать дату, регистрационный номер и вид нотариального действия, ФИО и нотариальный округ нотариуса, данные о заявителях, их представителях.
Предполагается, что любое лицо сможет просканировать QR-код на нотариальном документе с помощью смартфона и проверить, действительно ли выдавался этот документ.
Перечень документов, предусматривающих проставление QR-кода, является исчерпывающим и включает в себя удостоверяемую сделку (в том числе, доверенность), свидетельство, протест векселя, исполнительную надпись, документ, обеспечивающий доказательства, документ, время предъявления которого удостоверено нотариусом.

Закон
Республики Казахстан

См. о внесении изменений:

Закон РК от 30.11.16 г. № 26-VI (вводится в действие с 1 января 2020 г.)

По всему тексту слова «личной печати», «личную печать», «личных печатей» заменены соответственно словами «печати», «печать», «печатей» в соответствии с Законом РК от 28.06.12 г. № 24-V ( см. стар. ред. )

По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены словами «сел», «сельских», «села», «сельского» в соответствии с Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V ( см. стар. ред. )

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения
  • Новости
  • Пресс-центр
  • Видео
  • Фотогалерея
  • Публикации в СМИ

  • Постановление ЦИК России от 25.05.2021 N 7/54-8 (ред. от 10.08.2021)
  • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
  • Постановление ЦИК России от 24.11.2010 N 228/1503-5 (ред. от 09.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 18.08.2020 N 14-40/45423 (ред. от 05.08.2021)
  • Приказ ФТС России от 25.05.2020 N 463 (ред. от 05.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 09.06.2018 N 14-40/34803 (ред. от 05.08.2021)
  • Письмо ФТС России от 22.03.2018 N 14-40/15929 (ред. от 05.08.2021)
  • Положение о Комитете по стандартам по деятельности управляющих при Банке России
  • Приказ Ространснадзора от 31.12.2020 N ВБ-955фс (ред. от 04.08.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по художественной гимнастике на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0520001611Я
  • Источники спецкурса «Нотариат в Республике Казахстан»

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…… 2

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………… 6

    1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности

    по законодательству Республики Казахстан……………………………………….. 6

    1.2. История возникновения и развития нотариата в Республике Казахстан….. 11

    2.2. Основные правила совершения нотариальных действий……………………. 33

    3. ОСОБЕННОСТИ НОТАРИАТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……….. 41

    3.1. Роль частного нотариуса в системе нотариата РК………………………….. 41

    3.2. Некоторые проблемы нотариата на современном этапе…………………… 47

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 54

    ВВЕДЕНИЕ

    С момента перехода Казахстана к рыночной экономике в деятельности нотариата произошли разительные перемены. Рыночная экономика, как известно, влияет на все сферы деятельности государства. Произошедшие изменения требовали перестройки и в области нотариальной деятельности. И даже сейчас, в стабильное для государства время, нотариат продолжает претерпевать различные преобразования, так как современные реалии вынуждают все области, – социальную, политическую и пр., – составляющие государственную систему, соответствовать требованиям времени. В связи с этим выбранная мной тема остается актуальной и сегодня.

    1.1. Понятие нотариата и нотариальной деятельности по законодательству Республики Казахстан

    Осуществление деятельности института нотариата регламентируется следующими нормативными актами – это Закон РК «О нотариате», Правила совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденные Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31, Правила по нотариальному делопроизводству, утвержденными Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 32, Гражданский кодекс Республики Казахстан, Гражданско-процессуальный кодекс, Кодекс Республики Казахстан «О браке и семье», а также международные соглашения Республики Казахстан и др.

    Основы законодательства РФ о нотариате на 07.07.2021г., формат А4

    • Владимир Сарманов к записи Решение по иску: Кайдалова С.Э. к государственному судебному исполнителю ДИСА г. Алматы Нурмагамбетову М.К., АО «Би-Логистикс», Марченко A.B. о признании постановления, торгов, аукционного протокола, договора купли-продажи недействительными и незаконными; АО «Темірбанк» к государственному судебному исполнителю ДИСА г. Алматы Нурмагамбетову М.К., АО «Би-Логистикс», Марченко A.B. о признании торгов, договора купли-продажи, аукционного протокола и постановлений недействительными
    • Владимир Сарманов к записи Решение по иску: Кайдалова С.Э. к государственному судебному исполнителю ДИСА г. Алматы Нурмагамбетову М.К., АО «Би-Логистикс», Марченко A.B. о признании постановления, торгов, аукционного протокола, договора купли-продажи недействительными и незаконными; АО «Темірбанк» к государственному судебному исполнителю ДИСА г. Алматы Нурмагамбетову М.К., АО «Би-Логистикс», Марченко A.B. о признании торгов, договора купли-продажи, аукционного протокола и постановлений недействительными
    • Кеша к записи Атамекен высказался по сроку исковой давности
    • Земфира к записи Приговор в отношении Игсатова Сагандыка Какимжановича
    • Сагандык к записи Приговор в отношении Игсатова Сагандыка Какимжановича

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 472
    «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325»

    Закреплен порядок приема в гражданство победителей общероссийского конкурса, проводимого АНО «Россия — страна возможностей»

    Прием в гражданство указанных лиц осуществляется на основании заявления и документа, выданного АНО «Россия — страна возможностей», подтверждающего, что данное лицо является победителем конкурса.

    Установлен порядок направления заявления и необходимых документов.

    Нотариат в Казахстане Тест с ответами

    ФНС России от 02.08.2021 N ЕА-4-15/10852@
    «О применении п. 2 ст. 123 НК РФ»

    ФНС обращает внимание на недопущение необоснованного привлечении к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неполное удержание и перечисление НДФЛ

    В письме сообщается о поступающих жалобах по поводу необоснованного привлечения к налоговой ответственности в случаях, когда налоговыми агентами самостоятельно выявляются факты несвоевременной уплаты (неполной уплаты) сумм НДФЛ до составления акта по результатам камеральной налоговой проверки, а также осуществляется самостоятельное перечисление сумм пени и задолженности по НДФЛ (т.е. выполняются условия освобождения от ответственности, предусмотренные пунктом 2 статьи 123 НК РФ).

    ФНС обращает внимание на то, что отсутствие контроля за фактическим исполнением налоговым агентом обязательств по уплате НДФЛ приводит к вынесению необоснованных решений и нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

    В этой связи сообщается о необходимости осуществлять контроль исполнения условий, установленных пунктом 2 статьи 123 НК РФ, на дату завершения камеральной налоговой проверки расчетов 6-НДФЛ, а также на дату составления акта налоговой проверки.

    ФНС России от 02.08.2021 N ЕА-4-15/10853@
    «О направлении рекомендуемого шаблона требования, направляемого в соответствии с п. 1.2. ст. 88 НК РФ»

    ФНС рекомендован для использования шаблон требования о предоставлении физлицом пояснений о причинах непредставления декларации по НДФЛ в случае продажи или получения объекта недвижимости в дар

    Расчет НДФЛ и камеральная налоговая проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о продаже либо дарении недвижимого имущества.

    Направленный данным письмом шаблон рекомендовано использовать до реализации возможности формирования предзаполненного шаблона в технологическом процессе 103.06.06.00.0160 «Расчет НДФЛ и камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о продаже либо дарении недвижимого имущества».

    ФНС России от 02.08.2021 N СД-4-3/10877@
    «Об акцизах»

    ФНС сообщает о сроке, в течение которого может осуществляться реализация сигарет и папирос по максимальным розничным ценам, определенным на уровне ниже установленной с 1 апреля 2021 единой минимальной цены

    Реализация табачной продукции потребителям осуществляется по максимальным розничным ценам, определяемым в соответствии с пунктом 2 статьи 187.1 НК РФ.

    С 01.04.2021 в рамках мер государственного воздействия на уровень цен табачной продукции предусматривается установление единой минимальной цены табачной продукции (ЕМЦ), ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции.

    Значение ЕМЦ на период с 1 апреля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. определено в размере 108 рублей.

    Сообщается, что реализация табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже ЕМЦ, действующей на момент реализации указанной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой ЕМЦ.

    Обязанность налогоплательщиков подавать в налоговый орган уведомления о максимальных розничных ценах, действующих с 01.04.2021, в случае их установления до 01.04.2021 ниже новой ЕМЦ, не предусмотрена.

    Минстроя России от 10.06.2021 N 24024-ТБ/02

    Рассмотрен вопрос об исполнении обязательств по договорам в сфере строительства, заключенным с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, не являющимися членами саморегулируемых организаций

    Сообщается, что в случае, если предметом договора подряда является выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации и по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должны быть одновременно членом трех саморегулируемых организаций — в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

    В случае привлечения заказчиком по договору подряда лица, не соответствующего установленным требованиям, возникает риск невозмещения ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда, а также риск невозможности регрессного требования при причинении вреда вследствие проведения таким лицом соответствующих работ к саморегулируемой организации, членом которой оно является.

    Минстроя России от 16.08.2021
    «Утверждено Постановление Правительства России о возможности изменения цены государственного контракта»

    Минстрой России информирует о мерах, направленных на нивелирование последствий для строительной отрасли в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы

    Сообщается о подписании Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому устанавливается возможность вносить изменения в государственные контракты на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенные в соответствии с Законом 44-ФЗ.

    Документ закрепляет возможность госзаказчиков вносить изменения в существенные условия контракта, в том числе в части цены контракта. Для внесения изменений должен быть соблюден ряд условий, в том числе изменения не должны приводить к увеличению срока исполнения контракта и повышению его цены более чем на 30%. Для контрактов, цена которых превышает 100 млн рублей, изменения возможны только после проверки достоверности определения сметной стоимости, которая будет осуществляться в сокращенные сроки (до 14 дней).

    Изменения существенных условий контракта будут осуществляться путем заключения заказчиком и подрядчиком дополнительного соглашения к контракту на основании предложений подрядчика, направляемых заказчику.

    Росздравнадзора от 12.08.2021 N 02И-1024/21
    «О проведении эксперимента по лицензированию фармацевтической деятельности»

    С 11 августа 2021 года юридические лица и ИП, имеющие намерение осуществлять фармацевтическую деятельность, могут подать заявление в электронном виде через портал госуслуг

    Росздравнадзор является участником эксперимента в части лицензирования фармацевтической деятельности. Реализация эксперимента осуществляется в 2 этапа: подача заявления на портале госуслуг без представления документов заявителем — с 10 августа 2021 г. по 30 сентября 2021 г.; подача заявления на портале госуслуг без представления документов заявителем с использованием межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами, содержащими запрашиваемые сведения, — с 1 октября 2021 г.

    Подача заявления в рамках эксперимента осуществляется в добровольном порядке посредством использования личного кабинета на ЕПГУ.

    ФАС России от 05.04.2021 N ПИ/26431/21
    «О рассмотрении обращения»

    В случае невозможности применения ограничений на допуск иностранной радиоэлектронной продукции заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных ограничений

    ФАС России рассмотрены вопросы применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Минэкономразвития России
    «О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 сентября 2021 года»

    Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 30 сентября 2021 года

    В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

    нефть сырая — 64,6 доллара США;

    мазут, битум нефтяной — 64,6 доллара США;

    легкие и средние дистилляты, дизельное топливо, масла смазочные — 19,3 доллара США;

    прямогонный бензин — 35,5 доллара США;

    бензины товарные — 19,3 доллара США.

    Кроме того, по результатам мониторинга цен определена средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 516,0 доллара США за тонну.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий