Образец изменения учетной политики по спецодежде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец изменения учетной политики по спецодежде». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Учет у лизингополучателя по ФСБУ 25/2018 в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0

    7,2 тыс. 0

    ФСБУ 5/2019 спецодежда: как учитывать в 2021 году

    Начиная с отчетности за 2021 г., хозяйствующие субъекты должны использовать ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. Приказом Минфина от 15.11.2019 г. № 180н. Данный стандарт обязательно должны использовать все компании, кроме бюджетников. Микроорганизации, которые вправе вести упрощенный бухучет, могут указать в учетной политике, что не используют этот стандарт. Остальные хозяйствующие субъекты должны организовать переход на новые правила учета с 1 января 2021 г.

    Если субъект, обязанный перейти на новый стандарт, не сделает этого, он получит штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за искажение показателей бухотчетности больше чем на 10%. В ходе проведения аудиторской проверки он рискует, что заключение будет составлено с оговоркой или вообще быть отрицательным.

    Также учет запасов имеет прямое влияние на величину бухгалтерских расходов и, соответственно, на размер дивидендов. При неверном указании их величины возникает ситуация, при которой неправильно рассчитывается налог с дивидендов. Это в свою очередь влечет за собой штрафы за неуплату налогов и пени. Кроме того, вполне вероятны конфликтные ситуации с учредителями компании.

    Неверный учет запасов влияет и на сумму активов компании, искажая ее значение, что в свою очередь приводит к неверному расчету собственного капитала. От его значения напрямую зависит расчет размера процентов по контролируемой задолженности, которая может уменьшить базу по налогу на прибыль у заемщика.

    Эксперты рекомендуют прописать в учетной политике правила перехода на новый порядок учета запасов и особенности формирования их стоимости. При этом нужно изменить понятие «материально-производственные запасы» на «запасы». Все разделы учетной политики, связанные с материалами, товарами, готовой продукцией, незавершенным производством, скорректировать, добавив ссылку на ФСБУ 5/2019.

    Образец приказа о внесении изменений в учетную политику для целей бухучета на 2021 г. в части ФСБУ 5/2019 «Запасы»

    Некоторые положения данных нормативно-правовых документов аналогичны. К примеру, не изменились методы списания материалов — также используются ФИФО, по средней себестоимости и по себестоимости единицы запасов (п. 16 ПБУ 5/01, п. 39 ФСБУ 5/2019).

    Если хозяйствующий субъект выбирает способ метода списания «по средней себестоимости», он, как и раньше, указывает, как именно она считается:

    • по средней взвешенной оценке, когда средняя цена запасов определяется один раз в конце периода;
    • по средней скользящей оценке, когда средняя цена запасов определяется перед каждым списанием.

    В учетной политике нужно прописать, за какой именно период будет рассчитываться средняя себестоимость — месяц, квартал, по мере поступления каждой новой партии или за другой период.

    Также, как и прежде, нужно формировать резерв под обесценение запасов для всех компаний, кроме тех, которые вправе вести упрощенный бухучет. Но раньше проводили сравнение себестоимости запасов с их рыночной стоимостью, а с 2021 г. требуется сравнивать с чистой стоимостью продажи (п. 25 ПБУ 5/01, п. 30 ФСБУ 5/2019).

    Кроме того, изменилась корреспонденция по созданию резерва. Теперь он отражается по Дт 90 «Продажи», а не по Дт 91 «Прочие доходы и расходы». Данный момент не нужно указывать в учетной политике. Однако если в документе был подробно расписан порядок его формирования и использования, нужно внести корректировки согласно новым правилам.

    Согласно п. 6 ФСБУ 5/2019 нужно указать в учетной политике единицу запаса — номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. Данное действие делается даже несмотря на то, что показатель можно изменять в течение года при необходимости.

    Вести учет запасов по учетным ценам в 2021 г. можно, если этот способ позволяет ускорить учет готовой продукции по плановой себестоимости. В иных ситуациях потребуется отражать запасы по фактической себестоимости. В п. 22 ФСБУ 5/2019 указано, что даже запасы в пути сначала можно считать по стоимости, указанной в договоре, а затем все равно требуется довести их до фактической себестоимости. Раньше признание материалов по учетным ценам производилось на основании п. 85-87 Методических указаний по бухучету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина от 28.12.2001 г. № 119н, но они прекратили действие с 2021 г.

    В связи с применением нового порядка учета запасов может потребоваться ввести новые субсчета в рабочий план счетов. Их нужно пересмотреть, чтобы грамотно вести учет и контроль спецодежды, спецоснастки, запасов для управленческих нужд, объектов с признаками основных средств дешевле лимита по стоимости и т.д.

    Учет в БУ остатка спецодежды, спецоснастки на 01.01.2021

    Когда срок полезного использования спецодежды больше 12 мес. или операционного цикла, ее нельзя учитывать в запасах. Если в учетной политике обозначен лимит для учета малоценных ОС, а спецодежда оценивается дешевле него, то учетная политика позволяет не учитывать данную спецодежду как ОС.

    С 2021 г. эти активы можно сразу списывать в расходы отчетного периода при их приобретении. В этом случае нужно проверить, чтобы общая сумма списываемой однотипной спецодежды за год не превышала уровень существенности, установленный в компании. В противном случае организация может получить замечание от аудитора.

    Корреспонденция в данной ситуации будет такая:

    Дт 20 (23, 25, 44) Кт 60 — приобретена спецодежда с длительным сроком использования, но дешевле лимита по основным средствам

    Учитывать фактическое наличие спецодежды можно двумя способами:

    • за балансом, для чего нужно предусмотреть счет в рабочем плане счетов;
    • в отдельном бухгалтерском регистре, и его требуется утвердить в составе регистров.

    Перспективный переход возможен при выполнении двух условий одновременно — компания имеет право вести упрощенный бухучет, и она досрочно с 2021 г. стала применять ФСБУ 6/2020 (п. 51 ФСБУ 6/2020).

    В иных случаях нельзя использовать перспективный переход. Малоценные ОС не считаются запасами и, соответственно, они не подпадают под действие ФСБУ 5/2019. А именно этот стандарт предусматривает применение перспективного перехода. Таким образом, многие компании могут использовать единственный вариант — ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008).

    При ретроспективном пересчете по состоянию на 31 декабря 2020 г. нужно пересмотреть сальдо сч. 10 и выделить спецодежду, для которой изначально установленный срок использования был больше 12 мес. или операционного цикла. Эти активы нужно списать в расходы единовременно в межотчетный период.

    Корреспонденция будет такая:

    Дт 84 Кт 10 — списана малоценная спецодежда с длительным сроком использования

    Дт 012 — принята на забалансовый учет малоценная спецодежда с длительным сроком использования

    Если компания продолжает использовать ПБУ 6/01, тогда она должна сделать ретроспективный пересчет (п. 15 ПБУ 1/2008). То есть требуется пересчитывать показатели бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за прошлый год.

    Если компания досрочно стала использовать ФСБУ 6/2020, тогда она может сделать сокращенную ретроспективу — скорректировать лишь остатки по счетам. Это разрешено на основании п. 49 ФСБУ 6/2020.

    Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

    Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

    • Пошаговая инструкция
    • Корректировка остатков спецодежды и спецоснастки на 01.01.2021
    • Признание в расходах БУ остатка стоимости спецодежды на складе на 01.01.2021
      • Определение остатка стоимости спецодежды на складе на 01.01.2021
      • Признание в расходах БУ остатка стоимости спецодежды на складе
      • Погашение стоимости спецодежды в НУ
    • Признание в расходах БУ остатка стоимости спецодежды в эксплуатации на 01.01.2021
      • Определение остатка стоимости спецодежды в эксплуатации на 01.01.2021
      • Признание в расходах БУ остатка стоимости спецодежды в эксплуатации
      • Погашение стоимости спецодежды в НУ

    Повторимся: по новым правилам стоимость «спецовки» неважна. Нам нужно знать срок ее эксплуатации. Если он до 12 месяцев включительно, то одежду нужно включить в состав МПЗ и в момент передачи работнику полную стоимость списать в расходы. Однако если срок носки больше года, то одежду учтем как основные средства.

    Не забывайте вести учет одежды в личных карточках работников, в которых они расписываются при получении «спецовки». Отслеживайте сроки эксплуатации одежды и во время выдавайте новые комплекты.

    Актуально на

    На основании абзаца второго п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. То есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).

    Полагаем, данный способ необходимо закрепить в учетной политике, кроме того, целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.

    Так как это право, но не обязанность, то организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.

    В случае, когда управленческие расходы непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов, они включаются в себестоимость последних (подп. «б» п. 18 Стандарта).

    Расходы на их приобретение будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности. Как уже было упомянуто ранее, запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно единовременно списывать на расходы в момент приобретения (п. 2 ФСБУ 5/2019). В учете могут быть оформлены следующие записи:

    Дебет 26 Кредит 60, 76
    — в составе общехозяйственных расходов отражена стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд.

    Теперь вспомним, как пока списывают стоимость спецодежды, если она служит больше года. Здесь много «если».

    Стоимость спецодежды можно:

    • единовременно списать в состав расходов, если вы учли ее как МПЗ (п. 21 Методических указаний). При этом требуется контроль движения – в целях обеспечения сохранности при эксплуатации;
    • постепенно погашать линейным способом в течение срока ее полезного использования, если он более 12 месяцев, если вы учли ее в составе ОС (п. 26 Методических указаний).

    Если спецодежда отвечает критериям ОС, установленным пунктом 4 ПБУ 6/01, но стоит не более 40 000 рублей за единицу, такие ОС можно учитывать в составе МПЗ (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). А если это МПЗ, то их стоимость единовременно учитывается в расходах при отпуске в производство (п. 16-22 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», п. 90-118 Методических указаний).

    Круг замкнулся.

    Таким образом, до сих пор нам было предоставлено право самостоятельно выбрать, как учитывать в бухучете спецодежду со сроком полезного использования свыше 12 месяцев. Об этом должно было быть написано в учетной политике (п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

    Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

    Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

    Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

    В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

    После утверждения она обязательна к исполнению.

    Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

    Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

    Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

    Учет спецодежды: налоговый и бухгалтерский

    Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

    Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

    Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

    • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
    • при редактировании закона об учетной политике;
    • когда само предприятие меняет направление деятельности.

    Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

    Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

    Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

    Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

    На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

    Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

    Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

    Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

    Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

    Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

    Первым делом внесите в бланк:

    • название своей компании;
    • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
    • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

    После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

    • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
    • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
    • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

    Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

    В качестве исходного образца мы выбрали бухгалтерскую учетную политику организации — образец 2021 для ООО, ведущего деятельность в сфере общепита и применяющего УСН «Доходы минус расходы» (15%). Затем проанализировали предлагаемый пример учетной политики на предмет изменений, которые вступают в силу с 01.01.2021. Получившийся результат можно скачать по ссылке.

    Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:

    • преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
    • пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
    • пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
    • пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
    • пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
    • пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
    • пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
    • пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
    • пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
    • п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
    • пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.

    В связи с тем, что данные сферы деятельности и объекты учета никак не задействованы в деятельности конкретного предприятия, в настоящей учетной политике не раскрыты порядки:

    • признания выручки по работам (услугам) с длительным циклом (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н);
    • пересчета и представления в отчетности статей, выраженных в иностранной валюте (пп. 6, 7 ПБУ 3/2006, утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н);
    • учета бюджетного финансирования и прочего целевого финансирования (ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н);
    • учета НИОКР (ПБУ 17/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н);
    • учета финансовых вложений (ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

    О том, на какие аспекты следует обратить внимание, если предприятием также формируется политика для ведения управленческого учета, читайте в статье «Учетная политика для целей управленческого учета».

    Готовая учетная политика обладает набором аспектов, характерных именно для той организации, для которой она составлялась. Используя в качестве образца для подготовки учетной политики готовый документ другого предприятия, следует сопоставить и скорректировать положения по каждому пункту. А также учесть те положения, которые могут быть не использованы (не раскрыты) в учетной политике одного предприятия, но должны быть включены в аналогичный документ другого.

    Каждая организация в момент своего создания должна сформировать УП и применять ее последовательно из года в год. Ежегодно формировать и утверждать этот документ не надо. Распоряжением об УП руководитель определяет дату начала ее применения.

    ВАЖНО! В ПБУ закреплено, каким документом оформляются изменения, вносимые в учетную политику организации, — только приказом руководителя или иного лица, уполномоченного на принятие решений.

    Положение об УП оформляют одним из двух способов:

    • в двух самостоятельных документах. В таком случае каждое положение утверждается своим распоряжением;
    • одним документом с двумя разными разделами: один — по бухгалтерскому, второй — по налоговому учету. Тогда подписывается одно распоряжение об утверждении УП.

    В процессе хозяйственной деятельности организации возникает необходимость внесения дополнений и (или) коррекций в бухгалтерскую или налоговую УП, которые утверждаются распоряжением руководителя. Рассмотрим образцы распорядительной документации.

    Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

    В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

    Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

    Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

    Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

    Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

    Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

    • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
    • своевременность отражения операций
    • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

    В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

    В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

    На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

    В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

    Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

    Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

    Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

    Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

    • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
    • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
    • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

    Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

    • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
    • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
    • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный

    Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

    • утверждает рабочий план счетов;
    • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
    • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

    Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

    Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

    Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

    Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

    Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

    1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
    2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
    3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

    Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

    Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

    Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

    • изменилось законодательства о налогах и сборах;
    • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

    Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

    • Электронная сдача отчётности

    Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

    • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

    Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

    Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

    • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

    Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

    • Обособленные подразделения

    С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.

    • Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли

    С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.

    • Инвестиционный вычет по НИОКР

    С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.

    • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

    Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

    Рекомендация Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства»

    • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

    Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

    Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухучета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. В соответствии с п. 19 ПБУ 4/99 активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Согласно подп. «б» п. 4 ПБУ 6/01 использование объекта длительное время означает использование его свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

    В аналогичном значении используется понятие операционного цикла в подп. «г» п. 3 ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н, и в п. 46 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

    Так что новым в ФСБУ 5/2019 в части применения понятия «операционный цикл» можно считать лишь то, что со второго места в иных определениях оно выведено на первое. В то же время в российских нормативных правовых актах по бухучету понятие операционного цикла не раскрывается, поэтому в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 необходимо обратиться к МСФО. Согласно п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», введенному в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, операционный цикл – это промежуток времени между приобретением активов для обработки и их реализацией в форме денежных средств или их эквивалентов. В случае когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев.

    Если выразить определение операционного цикла в бухгалтерских записях, то получим промежуток времени между записями Дебет 10 (20, 41) – Кредит 60 и записями Дебет 62 – Кредит 90, Дебет 90 – Кредит 43 (41, 20), в течение которого будут сделаны записи Дебет 20 (41) – Кредит 02, 10, 60, 70, 69.

    Обозначение окончания операционного цикла записями по реализации, а не по поступлению денежных средств (Дебет 51 – Кредит 62) или их эквивалентов обусловлено тем, что при методе начисления к получению активов приравнивается возникновение права на их получение, то есть дебиторской задолженности (п. 6.1 ПБУ «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н).

    Главный (а зачастую и единственный) критерий, на основании которого различаются запасы и основные средства, – это срок использования физического объекта (актива) с учетом понятия операционного цикла. При торговле процесс «купил – продал» явно меньше 12 месяцев, при оказании длящихся услуг, например услуг охраны, операционный цикл длится максимум квартал, за который подписывается акт оказания (продажи) услуг, а по хорошему – по экономическому смыслу всех длящихся услуг – так вообще месяц. И т. д. и т. п.

    Соответственно, подавляющему большинству организаций обращаться к понятию операционного цикла вообще нет необходимости – им для отнесения актива к запасам или основным средствам достаточно срока службы актива более (или не более) 12 месяцев.

    Кроме того, надо помнить и пользоваться сильно упрощающим жизнь положением п. 68 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» о том, что в случае, когда обычный операционный цикл организации не поддается четкой идентификации, принимается допущение, что его продолжительность составляет 12 месяцев, то есть не более 12 месяцев.

    Отметим, что значение имеет именно срок полезного использования актива, а не то, сколько он до этого находится в организации, лежит на складе. Так, например, для краски, которую пускают в дело через 2 года после ее приобретения, но которая облупливается через 9 месяцев после ее нанесения, срок использования не 2 года 9 месяцев, а 9 месяцев, и она, безусловно, признается запасами.

    В отдельных случаях квалификация актива, в том числе спецодежды и спецоснастки, в качестве запасов или основных средств может зависеть не от срока службы, а от функционального назначения. В ФСБУ 5/2019 не указано, что оно не применяется, как об этом писал в свое время Минфин РФ, к сырью, материалам и т. п. активам, используемым для создания внеоборотных активов. Но теперь это вытекает из подп. «а» п. 5 ФСБУ 26/2020, согласно которому к капитальным вложениям относятся, в частности, затраты на приобретение имущества, предназначенного для использования в процессе приобретения, создания, улучшения и (или) восстановления объектов основных средств. И на это указывается в Информационном сообщении Минфина РФ от 03.11.2020 № ИС-учет-28 «Новый порядок учета капитальных вложений» (далее – ИС-учет-28).

    При этом необходимо учитывать следующее:

    • восстановление основных средств производится в том числе посредством ремонта (п. 26 ПБУ 6/01);
    • в капитальные вложения не включаются затраты на поддержание работоспособности или исправности основных средств, их текущий ремонт (если только это не основные средства, используемые при осуществлении капитальных вложений) (подп. «б» п.16 ФСБУ 26/2020);
    • самостоятельными инвентарными объектами признаются существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (п. 10 ФСБУ 6/2020);
    • определения текущего и капитального ремонта объектов строительства содержатся, соответственно, в п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, и в п. 14.2, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а иных объектов – в п. 2.3.7–2.3.9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 18322-2016 «Система технического обслуживания и ремонта техники», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.03.2017 № 186-ст.

    То есть предположим, что в 2022 году организация приобрела два одинаковых комплекта спецодежды, предполагая один выдать работнику подразделения текущих ремонтов, а другой – работнику подразделения капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта. Тогда до выдачи работникам первый комплект спецодежды будет представлен в бухгалтерском балансе в составе группы статей «Запасы», а второй – в составе группы статей «Основные средства» (про выделение в балансе групп статей и просто статей см. п. 20 ПБУ 4/99).

    В 2021 году, полагаем, активы, подобные второму комплекту спецодежды, могут показываться как в статье «Запасы», так и по статье «Основные средства». Потому что в самом ФСБУ 5/2019 по сравнению с ПБУ 5/01 в рассматриваемом отношении ничего, по сути, не изменилось. И это – при одинаковых сроках службы обоих комплектов.

    Но таких ситуаций, во-первых, немного, а во-вторых, они могут решаться с учетом требования рациональности бухучета (п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008). В случае когда отнесение спецодежды или спецоснастки к запасам или основным средствам может быть осуществлено только на основании срока использования, стоимость актива не имеет никакого значения.

    Например, скафандр космонавта стоит не 1 млн рублей, но если после 1,5-годичного полета космонавта его скафандр к дальнейшему использованию непригоден, то у соответствующей организации он должен признаваться запасами, несмотря на свою стоимость, поскольку используется только в рамках одного операционного цикла (полета), превышающего 12 месяцев.

    Все сказанное о спецодежде в полной мере относится и к спецоснастке.

    При этом напомним, что согласно п. 9 Приказа № 135н учет спецоснастки мог быть организован в порядке, предусмотренном для учета основных средств, в чем отражалась та же возможность присвоения физическому объекту «спецоснастка» разных ярлыков.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    • признание актива, включая спецодежду и спецостнастку, запасами или основным средством – это чисто бухгалтерская операция, производимая в соответствии с определениями, содержащимися в ФСБУ/ПБУ;
    • запасами (оборотными, краткосрочными активами) будут считаться и ценности, используемые в течение более 12 месяцев, если они используются только в рамках одного операционного цикла, продолжительность которого превышает 12 месяцев;
    • необходимость обращения к понятию «операционный цикл» возникает только при квалификации спецодежды и спецоснастки (и иных материальных ценностей), используемых более 12 месяцев, и только если сам этот цикл превышает 12 месяцев;
    • вопрос о применении стоимостного критерия может вставать только после признания объекта основными средствами (а не запасами), то есть сначала – квалификация объекта учета, лишь после этого – определение порядка списания его стоимости на расходы: при отпуске в производство или через амортизацию.

    После всего сказанного, полагаю, становится понятной логика формулировки подп. «б» п. 3 ФСБУ 5/2019, согласно которой к запасам относятся, в частности, инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка, тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухучета основными средствами.

    В этом определении, как и в п. 2 ПБУ 5/01, есть и признак характера, направленности использования («используемые при…»), и вытекающий из него вывод о том, что при другом использовании те же самые физические объекты получат другую бухгалтерскую квалификацию (в качестве основных средств).

    И конечно же, читать это определение надо вместе с уже проанализированным общим определением запасов с точки зрения срока использования активов.

    Все сказанное выше можно обобщить в табличной форме следующим образом (табл. 1).

    Таблица 1 Квалификация спецодежды и спецоснастки (и других ценностей) по ФСБУ 5/2019

    Срок (стоимость)

    Не более стоимостного критерия

    Более стоимостного критерия

    1) Не более 12 месяцев

    Запасы

    2) Более 12 месяцев

    2.1) Один операционный цикл

    Запасы

    2.2) Более одного операционного цикла

    В 2021 г. – основные средства

    в составе запасов, списываемые на расходы единовременно при отпуске

    в производство (начале использования)

    Основные средства, списываемые на расходы через амортизацию

    в течение срока полезного использования

    С 2022 г. – основные средства, списываемые на расходы единовременно при принятии

    к учету независимо

    от отпуска

    в производство (начала использования)

    Если в группе статей баланса «Запасы» окажутся объединены запасы, используемые с учетом понятия операционного цикла более (и не более) 12 месяцев (в 2021 г. это могут быть также не введенные в эксплуатацию основные средства стоимостью не более 40 тыс. руб.), то на основании п. 19 ПБУ 4/99, требующего представлять обособленно, то есть в разных разделах и статьях отчетности, краткосрочные и долгосрочные активы, в указанной группе статей по отдельной статье «в том числе» должны выделяться запасы со сроком использования более 12 месяцев. Точно так же, как это делается в отношении долгосрочной дебиторской задолженности, представляемой в балансе в группе статей «Дебиторская задолженность» по отдельной от краткосрочной задолженности статье.

    При этом, по нашему мнению, из системного прочтения п. 11 и 19 ПБУ 4/99 следует, что распределение по разным статьям активов и обязательств со сроком использования (погашения) более и не более 12 месяцев производится независимо от существенности получаемой в результате такого разделения информации. Иными словами, п. 19 ПБУ 4/99 является специальной нормой по отношению к норме п. 11 этого ПБУ о необходимости представлять обособленно в бухгалтерской отчетности только существенную информацию.

    Переходные бухгалтерские записи, которые надо было сделать на рубеже 2020 и 2021 годов для перехода от учета спецодежды и спецоснастки по правилам приказа № 135н к учету по ФСБУ 5/2019, представлены в таблице 2.

    Таблица 2 Переквалификация спецодежды и спецоснастки (и иных подобных активов) на рубеже 2020 и 2021 годов

    Актив

    2020 г.

    2021 г.

    На рубеже 2020

    и 2021 гг.

    Спецодежда и спецоснастка, используемые более

    12 месяцев

    и более одного операционного цикла

    МПЗ

    Основные средства

    • Стоимостью приобретения (изготовления) не более 40 тыс. руб. (как отпущенные, так и не отпущенные в производство):

    Дебет 84 (91 при несущественности суммы возникающих расходов) – Кредит 10

    • Стоимостью более 40 тыс. руб.

    А) отпущенные

    в производство:

    Дебет 01 – Кредит 10 –

    по первоначальной стоимости (стоимости приобретения или создания) спецодежды

    и (или) спецоснастки;

    Дебет 10 – Кредит 02 – списанная

    на расходы часть стоимости спецодежды

    и (или) спецоснастки преобразована в их амортизацию

    Б) не отпущенные в производство:

    Дебет 01 Кредит 10

    Спецодежда и спецоснастка, используемые более 12 месяцев, но

    в рамках одного операционного цикла

    МПЗ (Запасы)

    Спецоснастка, учитываемая в соответствии с ПБУ 6/01, то есть используемая более 12 месяцев

    и более одного операционного цикла

    Основные средства

    Поясним, почему и когда надо было сделать указанные переходные записи, даже если организация в соответствии с п. 47 ФСБУ 5/2019 выбрала (в числе несомненного большинства) перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 5/2019.

    В учетной политике на 2021 г. объявлено, что организация применяет ФСБУ 5/2019. Это значит, что после этого в учете и отчетности организации не могут оставаться объекты учета, не являющиеся запасами с точки зрения данного стандарта, потому что их присутствие означало бы отступление от положений учетной политики.

    Таковыми (требующими пересмотра порядка учета) могут быть объекты двух видов: которые в 2020 г. правомерно признавались запасами согласно ПБУ 5/01 или приказами № 119н и 135н, но не могут признаваться запасами согласно ФСБУ 5/2019.

    Соответственно, чтобы выполнить собственную учетную политику, применяемую с 1 января 2021 года, ФСБУ 5/2019, организация должна произвести реклассификацию соответствующих объектов учета, с тем чтобы войти в новый учетный год с объектами учета, полностью соответствующими новому стандарту.

    Такое приведение состава объектов учета в соответствие с измененной учетной политикой в связи с началом применения ФСБУ 5/2019 не имеет отношения к ретроспективному или перспективному порядку отражения последствий этих изменений, не является частью ни того ни другого и не зависит от применяемого организацией порядка отражения изменений.

    Когда надо произвести такую реклассификацию? Выше было сказано: «На рубеже 2020 и 2021 годов». Называть этот рубеж можно по-разному. Когда-то он именовался Минфином России (а в документах для организаций госсектора и сейчас именуется) межотчетным периодом. Он располагается, условно говоря, «между» 24:00 31 декабря и 00:00 1 января (Письмо Минфина РФ от 08.02.2002 № 16-00-14/42, раздел 8 «Переходные положения СГС “Запасы” при его первом применении» Методических рекомендаций по применению ФСБУ для организаций государственного сектора «Запасы» (приложение к Письму Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075).

    Для краткости автор использует именно данный термин, главный смысл которого в том, что переходные бухгалтерские записи не должны попасть в бухгалтерскую отчетность за истекший год, когда новые правила бухгалтерского учета еще не применялись. В новых ФСБУ данный рубеж обозначается иначе, причем каждый раз по-другому, но все точнее и точнее:

    • в п. 50 ФСБУ 25/2018, разработанном Минфином РФ, сказано, что новые объекты учета арендатор может признать на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется этот стандарт;
    • в п. 50 ФСБУ 6/2020 единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств уже предлагается сделать на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному).

    Как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики

    Термин «спецодежда» используется по отношению к индивидуальной защите сотрудников компании. В эту категорию входит как одежда, так и спецобувь и другие приспособления, выполняющие защитную функцию.

    Нормативные акты, регламентирующие вопрос:

    • Налоговый кодекс;
    • Приказ Минфина №135н;
    • Справка о нормах выдачи спецодежды и других средств защиты сотрудникам бесплатно;
    • Трудовой кодекс в статьях 221 и 209;
    • Приказ Минтруда №997н;
    • Кодекс административных правонарушений.

    Действующие правовые документы предусматривают штрафы при несоблюдении правил выдачи спецодежды. Для должностных лиц предусмотрены санкции в размере 20 000 – 30 000 рублей, а для самих компаний в 130 000 – 150 000 рублей, рассчитываемые из расчета на каждого сотрудника.

    Представители отдельных видов профессий и сотрудники ряда предприятий получают спецодежду в соответствие с действующими законодательными нормами. Положения регламентируют как сроки использования предметов, так и количество получаемой рабочими униформы. Порядок выдачи определяется действующими отраслевыми нормами или существующими типовыми правилами. Базовым требованием выступает бесплатная выдача спецодежды. При этом предметы продолжают оставаться в собственности компании и числиться на балансе предприятия, которое несет затраты по чистке и стирке. Обязательным моментом выступает сертификация одежды.

    Члены комиссии лично осматривают СИЗ. После этого они подтверждают, что одежда действительно не является пригодной для дальнейшего использования. Необязательно, чтобы это были изношенные вещи. Например, некоторая спецодежда имеет срок годности. По его окончанию спецодежда списывается. Если комиссия определила, что порча вещей стала следствием халатности, определяют виновных. Списываемая одежда изымается, а председатель комиссии оформляет соответствующий акт.

    Руководителю остается лишь ознакомиться с актом. Если здесь указано, что СИЗ действительно подлежит списанию, управленцу приходится с этим согласиться. Нет никаких оснований не доверять комиссии, и проверять ее работу. Поэтому, получив на руки заполненный акт, управленец должен издать приказ, в котором обяжет списать какие-то конкретные защитные средства. Следует постараться, чтобы в акте не было ошибок. Но в том случае, если они и были допущены, исправления разрешаются. Однако делать это нужно правильно. Не нужно пытаться писать нужные символы поверх ошибочных. Также не следует наводить исправления «жирным». Выявленная ошибка должна быть аккуратно перечеркнута одной линией. После этого рядом вносятся правильные сведения. Такое исправление обязательно должно быть заверено автографами ответственных сотрудников.

    Копия акта передается в бухгалтерию, которая снимает данную спецодежду с учета. Нет необходимости, чтобы списанную одежду в обязательном порядке утилизировали. Ее могут просто выбросить на свалку, или использовать в других хозяйственных нуждах.

    Бланк, предназначенный для оформления списания спецодежды, содержит ссылку на Постановление Госкомстата. Здесь указано, что именно этот бланк рекомендован к использованию в данной ситуации. Если тщательно ознакомиться с постановлением, можно узнать нюансы и ситуации, при которых следует применять эту форму.

    Непосредственно списать одежду можно только после того, как в организации будет проведена инвентаризация. Документ необходимо оформить в двух экземплярах. Одна копия поступает в бухгалтерский отдел для проверки и обработки. Вторая копия остается у заполнителя, который и является ответственным за спецодежду и ее правильное списание.

    Изменения в учётной политике в 2021 году

    Начиная с 1997 года, для оформления такого акта использовалась обязательная форма МБ-4. Однако сегодня она не является обязательной. Организации имеют право разработать собственный бланк, который должен быть принят учетной политикой.
    Хотя практика показывает, стандартный бланк МБ-4 не утратил свою актуальность и по сегодняшний день. Удобную и многим знакомую форму используют практически все компании. Кроме простоты, следует отметить универсальность такого бланка. Его можно использовать не только в том случае, когда спецодежда пришла в негодность. Форма применяется при утере, порче, поломке. При помощи такого бланка оформляется не только списание одежды. Он позволяет официально обязать виновника компенсировать нанесенный ущерб.

    Закон обязывает работодателей, предоставлять специальную защитную одежду сотрудникам, которые трудятся в опасных и вредных условиях. Если руководство организации отказывает в выдаче спецодежды, сотрудник может вообще не выполнять свои прямые обязательства. При этом рабочая смена ему засчитывается. По сути, у работника был вынужденный простой, который случился по вине работодателя. Если работодатель откажется произвести такую выплату, работник имеет право обратиться в суд. Но практика показывает, до судебных разбирательств практически не доходит. Ведь работодатель понимает, в такой ситуации он нарушает закон, за что может понести административное наказание.

    Если сотрудник все-таки приступил к выполнению своих обязательств без спецодежды, и при этом с ним случилось происшествие, такие ситуации рассматриваются особо тщательно. Если выяснится, что наличие спецодежды предотвратило бы несчастный случай, работодателю будет грозить ответственность уголовная.

    Некоторые компании выдают работникам одежду, которая используется исключительно для соблюдения фирменного стиля. Часто здесь используются специальные эмблемы и нашивки, свидетельствующие о том, что этот человек является сотрудником конкретного предприятия. Нужно знать, такая одежда не является специальной, так как не несет никаких защитных функций. Соответственно, в бухгалтерии такая одежда учитывается несколько иначе.

    (Видео: «Бухгалтерский и налоговый учет спецодежды. Документы учета спецодежды»)

    По своей сути учетная политика — это набор определенных правил, по которым организация ведет учет, рассчитывает и уплачивает налоги. Грамотная учетная политика — залог безошибочной учетной работы. Также учетную политику стоит признать одним из способов налогового планирования, ведь рациональный выбор совокупности обязательных учетных процедур может существенно снизить размер налоговых обязательств компании.

    Фирма может получать доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы (ст. 249, 250 НК РФ). Все их можно учитывать кассовым методом или методом начисления.

    Заметим, что в Налоговом кодексе РФ о кассовом методе учета сказано довольно немного. Ему посвящена статья 273. При этом методе все доходы (и от реализации, и внереализационные) отражают в налоговом учете только после того, как получат оплату от партнера (покупателя, заказчика и т. п.) Использовать кассовый метод могут только те, у кого сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) за предыдущие четыре квартала не превысила в среднем 1 000 000 рублей за каждый квартал. Этот предельный показатель выручки – величина «плавающая». Ее нужно отслеживать за любые четыре последовательных квартала.


    Похожие записи:

Добавить комментарий