Развод в исламе. считаются ли дети сыротами при живых родителях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод в исламе. считаются ли дети сыротами при живых родителях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Следует знать, что в Исламе сиротой считается не только тот, у кого нет обоих родителей, но и ребенок, у которого умер отец, даже если его мать жива. И сиротство в Исламе длится до совершеннолетия ребенка. Сообщается, что ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я запомнил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: „Нет сиротства после достижения совершеннолетия, и не следует молчать весь день до наступления ночи“». Абу Дауд 2873, ат-Табарани в «аль-Аусате» 1/96, ат-Тахауи 1/280. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Аль-Лейс сказал: «Сирота (аль-ятим) — это тот, у кого умер отец, и он считается сиротой, пока не достигнет совершеннолетия. А после достижение совершеннолетия он перестает считаться сиротой». См. «Тахзиб аль-люгъа» 5/29.

Развод в мусульманских семьях и его влияние на детей

  1. О милости безопасности, здоровья и пропитания
  2. Нарушает ли омовение снятие протёртых носков?

Tags: Редакция сайта «Исламский форум»

  • Next story Стих «аль-Хаийя» ибн Аби Дауда — Абу Яхья Крымский
  • Previous story Что такое иман (вера) с точки зрения Ислама?
  • Вероубеждение
  • Манхадж
  • Тафсир
  • Хадис
  • Фикх
    • Тахара (очищение)
    • Намаз (молитва)
    • Соум (пост)
    • Хадж (паломничество)
    • Брак и развод
    • Джаназа (обряды похорон)
  • Азкары (поминания) и дуа (мольбы)
  • Арабский язык
  • Воспитательное
    • Воспитание детей
  • Требование знаний
  • Терминология шариата
  • Христианам об Исламе
  • Новости сайта

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

  • предварительный;
  • полный;
  • окончательный.

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.

Дети сироты. Защита и забота о них в Исламе

Кроме талака, в исламе есть еще и фасх или расторжение брака. Он возможен только по решению шариатского судьи – причины фасха должны быть очень вескими. Например, болезнь одного из супругов или отречение от ислама.

Брак аннулируется, если супруг не способен содержать семью или жена обвиняется в измене.

Аннулирование отношений не является талаком. Оно крайне нежелательно – макрух.

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Вопросы воспитания сирот в Исламе. Закон Димы Яковлева

Если мать выходит замуж, то право воспитания ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, даже если мужчина, за которого вышла мать, согласен оставить ребёнка у матери, за исключением того случая, если мать выйдет за близкого родственника ребёнка, например, брата бывшего мужа.

ВАЖНО: Если же мать выздоровеет или примет Ислам, или разведётся, уйдя от другого мужа, то право воспитания ребёнка переходит обратно к ней, так как причины, которые препятствовали бы ей в этом, отсутствуют.

В случае, если мать умрёт или станет сумасшедшей, право воспитывать ребёнка переходит к бабушке со стороны матери, потом к бабушке со стороны отца.

Потом право предпочтения воспитания переходит к сестре. Из сестёр же предпочтение дается в первую очередь родной сестре, чем сестре со стороны матери или отца. Потом к тёте со стороны матери, потом к племяннице, потом к тёте со стороны отца.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шархуль-мамти’» 6/26. [2] Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться.

Внимание Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”.

Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”.

Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См.

После расторжения брака материальное обеспечение детей возлагается на того из родителей с кем остается ребенок, т.е. обязанность обеспечивать ребенка следует за правом на его воспитание. Российское законодательство считает развод личным делом супругов. Российским правом не ограничено число разводов.

Мусульманским правом число разводов ограничено тремя (со своими особенностями).
В заключении хотелось бы добавить, что ислам имеет серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии, Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией.

В последнее время взаимоотношения между мусульманским миром и немусульманским сильно обострились.

Ни вКоране, ни в достоверной сунне нет категоричного суждения по этомуповоду. Поэтому судья обязан отдать предпочтение той стороне, котораясможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожностьродителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства. Внекоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать кжребию.

Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе

Практически каждая религиозная структура относится к разводу между мужем и женой как к греху.

Христиане крайне отрицательно относятся к разводам, разрешая их беспрекословно только при супружеских изменах либо смерти мужа или жены. По православным канонам сочетаться браком в церкви можно не больше трех раз.

Причем только первый раз это проходит по-настоящему торжественно и величаво. В остальных случаях звучат молитвы покаяния.

Церковь не знает такого понятия, как развод. Разорвать церковный брак между мужем и женой, заключенный на небесах, значит, совершить грех.

Процедуры развенчания добиться нелегко, так как необходимо представить документально подтвержденные факты, иначе ни один священник не будет этим заниматься.

Такие простые причины: разлюбили друг друга, муж мало зарабатывает, или пьет и тому подобное, в православной церкви роли не играют. Это не повод, чтобы разводиться. Религия учит терпеть, пытаться исправить положение, так как обряд венчания соединяет мужа и жену навеки.

Церковь приложит все усилия, чтоб сохранить брак и не дать людям совершить страшный грех – развестись. В католической религии развод считается бессмысленным, так как неверность супругов ничем не запретить.

Чаще всего развод в католической стране регулируется не церковным законодательством, а светскими понятиями. Аннулировать в католической церкви брак можно даже в том случае, когда кто-то из супругов вспомнил неподобающее поведение другого, которое имело место лет 10 назад.

Любая причина для признания брака недействительным рассматривается только в Риме, как центре католической веры.

Можно сказать, что и католическая вера считает, что развод – это грех, поэтому разведенные пары, вступающие в повторный брак, по обычаям, не могут совершить в католической церкви обряд венчания.

Наиболее либеральное отношение к разводам можно назвать в протестантизме, когда церковь как отдельная структура не существует, а подчиняется государству. В некоторых странах, например, в Швеции, если в семье нет несовершеннолетних детей, разорвать брак можно сразу, без проволочек.

Причина развода не выясняется, так как закон не разрешает вмешиваться в личную жизнь граждан.

В таких ситуациях разводятся легко и не воспринимают это как грех.

Исламскую религию по своим взглядам на развод можно расположить посередине позиций: между католической, христианской и иудейской. То есть, как особо тяжкий грех, развод между мужем и женой у мусульман не считается.

Несмотря на то что брак мусульман священен, на основании веских причин его можно расторгнуть. Но перед этой процедурой супруги обязаны предпринять все возможные способы для сохранения брака. И только если нет другого выхода, прибегать к разводу.

Причем исламские законы признают для разрыва отношений как право мужа, так и право жены.

Опека в арабском языке обозначается словом «хидана» (الحضانة), и в фикхе это понятие распространяется на тех, кто не считается юридически дееспособным, и в первую очередь на детей.
Пишет выдающийся ученый, шейх Марьи ибн Юсуф аль-Карми аль-Ханбали: «Опека — это в основном оберегание ребенка от того, что ему вредит и забота о том, в чем для него польза, вроде мытья его головы, одежды, умащения, подкрашивания сурьмой, закрепления в колыбели и тому подобном и укачивания, чтобы уснул». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي بن يوسف الكرمي الحنبلي: «… الحضانة وهي حفظ الطفل غالبا عما يضره والقيام بمصالحه: كغسل رأسه وثيابه ودهنه وتكحيله وربطه في المهد ونحوه وتحريكه لينام». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

Дополняет шейх Абдулькадир ибн Умар ат-Тагляби аль-Ханбали: «…Оберегание в основном ребенка — и это может быть не ребенок, но подобный ребенку, как дело обстоит с сумасшедшим и слабоумным». См. «Нейль аль-ма-ариб» 2/307.

وزاد الشيخ عبد القادر بن عمر التغلبي الحنبلي: «(حفظ الطفلِ غالباً) وقد لا يكون طفلاً، ويكون كالطفل، وهو المجنون والمختلّ العقل». انظر: «نَيْلُ المَآرِب» 2/ 307.

Пишет шейх Марьи аль-Карми:

  1. «Больше всего прав на нее (опеку) у матери. Даже если она это будет делать за плату, полагающуюся подобной ей (няне), при наличии другой женщины, согласной заняться этим бесплатно.
  2. Затем идут ее матери, начиная с самой близкой (т.е. бабушка по маме) и далее.
  3. Затем отец.
  4. Затем его (отца) матери (начиная с бабушки по отцу).
  5. Затем дед (по отцу).
  6. Затем его (деда по отцу) матери (т.е. прабабки).
  7. Затем сестра (опекаемого) по обоим родителям.
  8. Затем сестра по матери.
  9. Затем сестра по отцу.
  10. Затем тетя по матери, которая приходится ей родной сестрой по обоим родителям.
  11. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по матери.
  12. Затем тетя по матери, которая приходится ей сестрой по отцу.
  13. Затем тети по отцу в таком же порядке.
  14. Затем тети матери по ее матери.
  15. Затем тети отца по его матери.
  16. Затем тети отца по его отцу.
  17. Затем дочки братьев и сестер (опекаемого).
  18. Затем дочки его дядь и теть по отцу.
  19. Затем остальные родственники по мужской линии, начиная с более близких». См. «Далиль ат-талиб», с. 293.

قال العلامة مرعي الكرمي: «والأحق بها: الأم ولو بأجرة مثلها مع وجود متبرعة ثم أمهاتها القربى فالقربى ثم الأب ثم أمهاته ثم الجد ثم أمهاته ثم الأخت لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم الخالة لأبوين ثم لأم ثم لأب ثم العمات كذلك ثم خالات أمه ثم خالات أبيه ثم عمات أبيه ثم بنات إخوته وأخواته ثم بنات أعمامه وعماته ثم لباقي العصبة: الأقرب فالأقرب». انظر: «دليل الطالب»، ص. 293.

Если мать ребенка вышла замуж за другого мужчину, а затем развелась;
или если отец ребенка вел распутный образ жизни (был фасиком), а затем покаялся и исправился;
или если бабушка по матери сначала согласилась передать ребенка его отцу, отказавшись тем самым от своего права, а затем увидала, что он нехорош в воспитании, и захотела взять ребенка под свою опеку, то можно ли вернуть право на опеку обратно?

Пишет шейх аль-Карми: «Если исчезло то, что препятствовало праву опеки, или тот, кто отказался от своего права, решил вернуть его, то право опеки возвращается к нему». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ومتى زال المانع أو أسقط الأحق حقه ثم عاد عاد الحق له». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Если какой-либо из родителей задумал путешествие или переезд на новое место жительства, то это может повлиять и на право опеки.

Пишет шейх аль-Карми: «Если один из родителей задумал отправиться в путешествие и затем вернуться обратно, то у остающегося больше прав на опеку.
Если задумал переехать на новое место жительства, и расстояние до него равно или более того расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у отца.
Если расстояние до него будет меньше расстояния, при котором сокращаются намазы, то больше прав на опеку будет у матери». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «وإن أراد أحد الأبوين السفر ويرجع فالمقيم أحق بالحصانة وإن كان لسكنى وهو: مسافة قصر فالأب أحق ودونها فالأم أحق». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

Приоритет отца при переезде в далекое место жительства объясняется тем, что обычно отец применяет воспитательное воздействие к ребенку, и он более озабочен сохранностью своего рода.

Примеры таких случаев были приведены в предыдущем пункте в словах имамов Ибн ‘Акыля и Ибн Таймии. Здесь же будет более обобщенное решение.

Пишет шейх аль-Карми: «И не оставляется опекаемый в руках того, кто не заботится о нем и не исправляет». См. «Далиль ат-талиб», с. 294.

قال العلامة الكرمي: «ولا يترك المحضون بيد من لا يصونه ويصلحه». انظر: «دليل الطالب»، ص. 294.

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Развод по шариату: как происходит расторжение брака по мусульманским обычаям

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.

Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  1. Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  2. После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
  3. В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.

Важно! Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней.

Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия. Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”.

Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229).

В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

  • Колонка главреда
  • Время намаза
  • Библиотека
  • Медиатека
  • Банк ответов
  • Линия доверия
  • Правовые вопросы

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Приёмные дети в мусульманской семье

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).

Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.

Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

Ребенок после развода. У кого больше прав?

Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

  1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
  2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
  3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
  4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

  • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
  • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
  • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
  • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

  • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
  • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
  • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
  • право наследования при большом расставании аннулируется;
  • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.

Причина того, почему во время месячных не следует дать развод жене, объясняется так: мысль о разводе приходит в голову мужа в момент гнева, когда он не может трезво рассуждать и мыслить о том, какое будущее ожидает его детей и его супругу. Когда муж стремится в пылу гнева дать сразу троекратный талак, с целью как можно скорее разводиться — с этого момента уже не будет возврата.

Супругам рекомендуется во время месячных не разводиться, в этой рекомендации подразумевается желание отсрочить расставание мужа и жены, так как есть шанс, что, когда они оба будут жить вместе и женщина будет находиться в состоянии чистоты, она будет более привлекательной для своего мужа, он может вновь воспылать к ней новыми чувствами и вернуться в свою семью. Но если же он дал трехкратный талак, он не сможет уже вернуться к своей супруге, даже если раскаяние его будет велико. Если же муж терпеливо после каждого месячного цикла, не прикасаясь к жене, дает по одному талаку, то его намерение и цель совершить развод выглядит твердым и непоспешным — это означает, что семейной жизни пришел конец, и решение мужа непреклонно.

Такой развод противоречит всем тем принципам, которые содержатся в священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ. Неправильным согласно Сунне и Корану будет считаться развод, при котором муж за один раз расходует трехкратный талак. Также противоречит Сунне развод, при котором муж решит разводиться с женой после интимных отношений в срок чистого периода, а также, если талак дается во время менструального периода. Большинство ученых считает, что это грех, но такой вид развода является действительным. В доказательство этому можно привести риваят от Махмуда ибн Лябида ﷺ, где сказано, что один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ совершил трехкратный талак за один раз, и Пророку ﷺ не понравилось это, но Посланник Всевышнего ﷺ, по одной из версий, все равно посчитал действительным этот развод. Однако существует группа ученых, которые считали такой развод недействительным среди них, шейхуль-Ислам ибн Теймия, его ученик ибн аль-Кайим, из современных ибн Баз, ибн Усеймин и другие.

Обеспечение жены и ребёнка после развода

«Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (65:7).

Богатый должен нести материальные затраты в соответствии со своим положением и состоянием. Имеющий средний достаток, в соответствии со своим положением, также и бедный. Или же сами родители могут договориться об определенной плате, малой или большой. Если родители не могут прийти к обоюдному согласию относительно размера, то размер материальных расходов на ребенка должен назначить шариатский судья.

Но все же лучше им самим прийти к взаимному согласию и назначить определенную сумму, которая позволит жить без нужды ребенку и его опекающей матери.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Если оба родителя или один из них повелит сыну дать развод своей супруге, то ему желательно развестись при условии, что они требуют развода не ввиду своих эгоистичных соображений, а из-за веских оснований. Если же нет таковых, то разводиться нежелательно. Также нежелательно разводиться по требованию родителей, если развод может привести к каким-то проблемам у супругов или к смуте.

Вопрос развода не из тех деяний, в которых надо беспрекословно подчиняться велению родителям. Это не является ‘укук аль-валидайн (ослушанием родителей), о запрете на который указывают Коран и Сунна Пророка ﷺ , и который является тяжким грехом.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

За первый квартал 2019 года меньше всего разводов по России зафиксировано в Чечне – 0,6 разводов на тысячу человек.

Правозащитники отмечают, что женщины в этой республике на развод идут крайне редко, терпят побои и унижения, чтобы не потерять детей. В Чечне после развода дети традиционно остаются в семье отца, поскольку считается, что именно этой семье они принадлежат. Заботятся о них мать отца, его незамужние сестры или жены братьев.

По информации чеченской общественной организации «Права женщин», в 2017 году их юристы выиграли восемь дел, когда матерям отказывали в возможности видеться с детьми. Но немногие решаются обращаться в светский суд, а родственники женщины часто отказываются принимать ее с детьми.

«Раньше у нас при разводе, если женщина больше не выходила замуж, не вела вульгарный образ жизни, то при ее желании дети оставались с ней, ей даже помогали. А если женщина выходила замуж, то детей забирали родители мужа», — рассказывает доктор исторических наук Зулай Хасбулатова.

«Сегодня же это изменилось. Женщина не оставляет детей даже в том случае, если она больше не выходит замуж. Я знаю случай — это моя дальняя родственница — что ей даже не показывают ребенка», — продолжает этнограф.

Десять лет назад в подобной ситуации оказалась и певица Кристина Орбакайте. Ее 11-летний сын не вернулся к матери после каникул, проведенных с отцом, чеченским предпринимателем Русланом Байсаровым. Байсаров подал иск в Грозненский районный суд, который вынес решение в его пользу. Орбакайте, требуя вернуть сына, подала встречный иск. Но вскоре они заключили мировое соглашение — ребенок сам должен был определить, с кем из родителей будет жить.

Настоящее Время рассказывает и другие истории мужчин и женщин из Чечни, оказавшихся в таких ситуациях


Похожие записи:

Добавить комментарий