Пример разработкиположение о расследовании инцидентов на опо образец 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пример разработкиположение о расследовании инцидентов на опо образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов необходимо разрабатывать всем предприятиям эксплуатирующим опасные производственные объекты, не зависимо от класса опасности.

Необходимость разработки ПТР установлено в статье 29 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503) и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:

«… 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте …»

Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО

ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.

Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.

Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).

Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:

  1. Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
  2. Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
  3. Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
  4. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
  5. Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
  6. Приложение N 1. Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения природного газа и сжиженных углеводородов
  • Приложение N 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 3. Акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 4. Журнал учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, аварий гидротехнических сооружений (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 5. Журнал регистрации случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 6. Акт технического расследования случая утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
  • Положение о расследовании аварий и инцидентов на опо

    ОПО является объектом, поднадзорным многим государственным органам в вопросах безопасности, и должен соответствовать всем их требованиям. Одно из ключевых положений, которое является основополагающим при выяснении причин наступления ситуаций, приведших или способных привести к авариям на ОПО, разрабатывается ответственными работниками предприятия. Оно содержит положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий, а так же образцы заполнения актов расследования, статистических форм и отчетов осамой аварии, ее последствиях и принятых мерах по улучшению создавшегося нестандартного положения и передачи зафиксированных данных Ростехнадзору.

    нам доверяют

    Четкое следование всем правилам и нормам закона это то что помогает нам добиваться расположения наших клиентов. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в законодательстве и оперативно внедряют все новшества в процесс работы, поэтому доверив работу Менделеев Тест вы гарантированно получите высокое качество разработанной документации и исчерпывающую информацию от наших специалистов.

    мы доказываем на практике

    Наш многолетний опыт работы в сфере обеспечения производственной безопасности и разработке нормативной документации показывает,что доверившись профессионалам вы сделаете правильный выбор! Мы считаем, что в работе любого производства обеспечение безопасности персонала всегда должно стоять на первом месте, и компания Менделеев Тест успешно реализует эту идею уже многие годы.

    В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

    2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. МИШУСТИН

    УТВЕРЖДЕНЫ
    постановлением Правительства
    Российской Федерации
    от 18 декабря 2020 г. N 2168

    • дата и место инцидента;
    • причины и обстоятельства, при которых произошел инцидент;
    • принятые меры по ликвидации инцидента;
    • продолжительность простоя;
    • размер материального ущерба;
    • вред, нанесенный окружающей среде;
    • предпринятые мер по устранению инцидента.

    Организации, поднадзорные Ростехнадзору, должны вести журнал учета инцидентов согласно образцу в Приложении №5 к «Порядку проведения технического расследования причин аварий, инцидентов …» . В журнале учета должны отражаться та же информация, что и в акте расследования причин инцидента.

    Как минимум 1 раз в квартал в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора организация направляет информацию о произошедших инцидентах, в которой указывается:

    • число инцидентов;
    • характер инцидентов;
    • анализ причин, вызвавших инциденты;
    • принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

    В процессе надзорной деятельности органы Ростехнадзора осущестлвяют контроль учета инцидентов, проводят проверку правильности проведения расследований и достаточности мер, принимаемых по рузултатам таких расследований, а также контролирует выполнение в надлежащие сроки запланированных профильных мероприятий.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете

      • Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «Об инвестиционном товариществе»

      • Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «О парламентском контроле»

      • Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

        «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»

      Положение о расследования причин аварий и инцидентов

      • Поручение Правительства РФ от 11.08.2021

        «О решениях по итогам рабочей поездки в Сахалинскую область»

      • Распоряжение Правительства РФ от 10.08.2021 N 2204-р

        «О выделении бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами

      • Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1317

        «О внесении изменений в перечень иных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для целей применения частей 5 и 5.1 статьи 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе»

      • Ответы Ростехнадзора пользователям соцсетей о подготовке отчета

        Популярный отраслевой ресурс собрал вопросы пользователей…

      • Необходимость сдачи отчетности в Ростехнадзор по производственному контролю за 2020 год

        Напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями статьи…

    • Регистрация опасного производственного объекта
    • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
    • Положение о производственном контроле (ППК)
    • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
    • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
    • Отчет по производственному контролю
    • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
    • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
    • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
    • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
    • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
    • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
    • Экспертиза промышленной безопасности котельной
    • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
    • Техническое диагностирование
    • Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
    • Техническое освидетельствование подъемных сооружений
    • Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
    • Неразрушающий контроль
    • Отмена экспертизы промышленной безопасности.
    • Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
    • Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
    • Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
    • Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437

    3. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.

    4. Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на происшедших поднадзорных Службе объектах и включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах.

    5. По каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.

    См.также Приказ Ростехнадзора от 14.11.2016 №471 «Об утверждении формы акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте и формы извещения об аварии на опасном объекте».

    Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.

    1. Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
    2. Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
    3. Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
    4. Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
    5. Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
    6. Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
    7. Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
    1. Основные положения.
      1. Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
      2. Используемые термины, понятия и определения.
      3. Общие сведения:
        • информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
        • определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
    2. Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
      1. Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
      2. Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
    3. Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
      1. Задачи технического исследования.
      2. Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
      3. Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
      4. Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
    4. Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
      1. Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
      2. Фиксация результатов работы комиссии.
    5. Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
    6. Приложения:
      1. Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
      2. Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
      3. Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
    7. Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.

    Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.

    Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.

    Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.

    Расследование причин инцидентов на ОПО и ГТС

    Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:

    1. Число произошедших аварий (инцидентов).
    2. Специфика произошедших аварий.
    3. Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
    4. Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.

    Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,

    1. Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
    2. Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
    3. Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)

    Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.

    Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.

    Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.

    Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.

    Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.

    Надлежащее, объективное и беспристрастное расследование каждого инцидента – важная часть безопасности ОПО. В разделе V порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 разъясняется, как проводить техническое расследование инцидентов, учитывать инциденты и анализировать полученные данные.

    В пункте 29 этого документа указано, что эксплуатирующая организация должна самостоятельно разработать локальный нормативный акт – Положение о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО, утвердить его у своего руководителя. В положении нужно подробно указать, с какой периодичностью комиссия по расследованию обстоятельств инцидента создается: на год, или каждый раз после инцидента. Также нужно конкретно указать, кто будет входить в комиссию по расследованию, при каких условиях время расследования может быть продлено.

    По общему правилу, расследование инцидента должно быть проведено в суточный срок с момента происшествия, затем нужно подать оперативное сообщение по результатам расследования и внести записи в учетный журнал.

    Техническое расследование состоит из 4 последовательных этапов:

    1 этап. Локализация инцидента

    При получении информации об инциденте необходимо принять меры по локализации инцидента (аварийно-восстановительные работы по устранению источника опасного фактора), убедиться в том, что пострадавшим оказана первая, а также профессиональная медицинская помощь, и на месте инцидента не осталось работающих бригад.

    2 этап. Расследование инцидента

    Немедленно после получения информации об инциденте специально созданная комиссия выезжает на место происшествия, для изучения обстоятельств и последствий произошедшего инцидента. Комиссия должна установить вид инцидента: отказ технического устройства, его повреждение или отклонение от технологического режима эксплуатации. У комиссии нет суток на расследование. В течение 24 часов с момента происшествия нужно подать извещение в органы по списку рассылки. Значит, комиссия должна оперативно построить свою работу.

    Сведения об инциденте председатель комиссии по расследованию вносит в журнал. Время указывают московское. Акт расследования подразумевает не только описание произошедшего инцидента, но и расчет экономико-экологических последствий. Ущерб указывают в акте, и сумма должна совпадать с записью в журнале учета инцидентов. Также комиссия должна зафиксировать, сколько длился простой объекта из-за инцидента.


    Важно! Если были пострадавшие, нужно указать, сведения из формы 315-у. Учетную форму №315/у «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» выдают по запросу работодателя в медицинскую организацию, куда впервые обратился за помощью пострадавший. Делают это незамедлительно после поступления запроса.


    Поэтому нужно будет получить такую справку. Она потребуется не только для расследования несчастного случая, но и для указания в акте расследования и в оперативном извещении об инциденте.

    3 этап. Направление оперативного сообщения об инциденте по списку рассылки

    Если в эксплуатирующей организации произошел инцидент, в течение 24 часов с момента возникновения события нужно подать оперативное сообщение. Рекомендованная форма такого извещения приведена в приложении № 2 к Порядку расследования № 503. Список рассылки оперативного сообщения следующий:

    • Территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
    • Вышестоящая организация (если инцидент произошел в одном из подразделений организации)
    • Администрация города, района или села, на территории которого расположены опасные производственные объекты.
    • Страховую компанию, продавшую страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ОПО

    Внимание! Территориальное управление Росприродназора извещать не требуется, если произошел инцидент. Этот орган извещают, если произошла авария, связанная с выбросом опасного вещества. Поскольку инцидент не является аварией, то и извещать Росприроднадзор не нужно. Комиссию по ЧС местных органов самоуправления и территориальный орган МЧС при аварии также оповещать не нужно. Это потребуется при аварии.


    Приложение № 2. Оперативное сообщение об инциденте на опасном производственном объекте (рекомендуемый образец в Приказе Ростехнадзора от 08.12.2020 №503)

    Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО

    В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.

    Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.


    Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.


    По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.

    На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

    Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.

    Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.

    Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах

    № п.п. Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) Место инцидента Характеристики и причины возникновения Продолжительность простоя,
    в часах
    Экономический ущерб, в том числе окружающей среде,
    в тыс. руб.
    Мероприятия по устранению причин инцидента Отметка об исполнении
    1 2 3 4 5 6 7 8

    – документ регламентирующий порядок выяснении причин инцидентов, а так же ведения статистики о произошедших инцидентах и принятых мерах для устранения причин.

    Разработка документа: 5 рабочих дней

    Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из пяти частей и приложений к нему:

    1. Общие положения — содержит термины и опредления, классификацию инцидентов, а также информацию для каких целей данное Положение разработано;
    2. Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах;
    3. Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования инцидента;
    4. Ответственность;
    5. Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
    6. Приложения (№1-№4)

    Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.

    — принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

    — анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

    — своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

    Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и» (утв. приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011 г.). В этом нормативном правовом документе содержатся основные принципы, которые должны содержаться в положении ПТР. Если предприятие осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в разных регионах, то в каждом регионе должно быть разработано свое положение о расследовании причин инцидентов. После того как положение о ПТР разработано, его необходимо согласовать в территориальном органе Ростехнадзора к которому относятся опасные производственные объекты. Для этого печатается положение о расследовании причин инцидентов и заявление, утверждаются руководителем предприятия и направляются в Ростехнадзор. Далее положение о расследовании инцидентов и заявление составлены, верно, и через 30 дней с момента подачи Вы получите согласованное положение, либо по каким-то причинам в Ростехнадзоре определят, что положение о расследовании или заявление составлены не верно, и через 30 дней с момента подачи документа получите отказ.

    Без согласования в Ростехнадзоре, положение о порядке расследования причин аварий и инцидентов не действительно!

    Необходимо ли согласовывать с территориальными органами Ростехнадзора положение о порядке расследования причин аварий и инцидентов на опасном производственном объекте?

    Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов регламентируется приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (зарегистрирован в Минюсте России 08.12.2011 N 22520) (далее — Порядок).

    Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте (ОПО) – это официальный документ, в котором ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, а также устанавливается порядок расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая на производстве. Положение о расследовании причин инцидентов разрабатывается на все объекты, которые внесены в Реестр опасных производственных объектов (в независимости от класса опасности) и подлежит обязательному согласованию (утверждению) в Ростехнадзоре.

    Вести учет аварий и инцидентов на ОПО, предоставлять статистику аварий и предпринятых мер по ликвидации их последствий, оказывать содействие государственным органам (Ростехнадзору и другим) при техническом расследовании причин аварий – это не полный перечень обязательных требований промышленной безопасности (установленных Федеральным законом №116-ФЗ) к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

    Разработка и согласование: от 10 дней

    Стоимость*: от 30000 руб.

    Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. №480-ФЗ «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при возникновении аварии или инцидента на опасном производственном объекте его руководитель обязан оповестить о происшествии в течение 24 часов:

    • территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
    • вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
    • орган местного самоуправления;
    • государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
    • профсоюзную организацию;
    • страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
    • соответствующий орган прокуратуры.

    А также руководитель ОПО обязан:

    В ходе проведения расследования причин инцидента на месте происшествия комиссия составляет:

    • протокол установленных фактов аварии;
    • схематическую карту места происшествия;
    • письменное документирование показаний очевидцев.

    Образец положения о расследовании аварий на ОПО

    Разработка и согласование ПТР: от 5 до 30 дней. Все сложности берем на себя. Цена от 10000 руб

    Одним из важных направлений деятельности по обеспечению безопасной эксплуатации ОПО выступает разработка документации, необходимой для регламентирования и осуществления производственных процессов в соответствии с предусмотренными действующим законодательством требованиями. К числу обязательных документов относится Положение о расследовании причин аварии и инцидентов на ОПО, нередко называемое просто ПРИ.

    Главной целью его создания является выработка основных принципов, которыми следует руководствоваться при выяснении и последующий анализ причин аварийных ситуаций, а также определение формы ведения статистических отчетов, связанных с реализацией мероприятий по устранению их последствий. Важной частью Положения выступает также порядок создания соответствующей комиссии и регламент ее работы.

    Необходимость создания ПТР устанавливается требованиями №116-ФЗ и уже упоминавшимся Приказом №480, разработанным Ростехнадзором. Наиболее значимыми задачами, решаемыми при помощи Положения, являются:

      проведение исчерпывающего и всестороннего анализа выявленных и достоверно установленных причин возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации, а также инцидентов;

    разработка на основе выполненного анализа мероприятий, направленных как на устранение, так и на профилактику выявленных причин;

    осуществление контроля реализации разработанного плана мероприятий на практике;

    ведение тщательного учета всех случившихся на объекте инцидентов и других потенциально опасных ситуаций;

    представление в контролирующий орган, которым является Ростехнадзор, отчетов по каждому происшедшему на ОПО инциденту.

    Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО выступает одним из документов, наличие которых обязательно для успешного прохождения процедуры получения лицензии на эксплуатацию объекта.

    Основные моменты, касающиеся процедуры разработки ПТР, содержатся в Приказе №480, выпущенном контролирующим органом в лице Ростехнадзора. Важным нюансом выступает необходимость наличия Положения для каждого субъекта Российской Федерации, если ОПО, эксплуатируемые организацией расположены в разных регионах страны.

    Правила внутреннего распорядка эксплуатирующей организации должны предусматривать подписание разработанного ПТР сотрудником, чьи должностные обязанности включают ведение производственного контроля на предприятии. Естественно, утверждает Положение непосредственно руководитель компании, занимающейся эксплуатацией ОПО.

    Указанный выше Приказ №480, который, фактически, выступает единственным документом, регулирующим правила разработки, порядок согласования и структуру ПРИ, предусматривает наличие в составе Положения 5-и разделов и нескольких приложений к ним. В основную часть документа входят:

    Введение. В этой части Положения приводятся используемые в документе термины и их значение, а также классификация инцидентов, применяемая в ПРИ.

    Общие положения. Включают в себя сведения о разработчиках документах и основных целях его создания. Кроме того, в общих положениях обязательно указываются ответственные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит круг вопросов, связанных с разработанным документом.

    Порядок формирования и деятельности комиссии, занимающейся техрасследованием и установлением причин аварийной ситуации и инцидента.

    Правила учета и последующего анализа данных, собранных комиссией, в чьи обязанности входит расследование причин инцидентов, случившихся на объекте.

    Положение о производственном контроле необходимо в следующих случаях:

    1. При осуществлении проверки Ростехнадзора.
    2. При получении разрешения на эксплуатацию технического устройства.
    3. При получении Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО.
    4. При подаче ежегодной отчетности (сведений) об организации производственного контроля в Ростехнадзор.

    Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО

    Положение должно быть разработано в тех компаниях, которые используют в ходе своей коммерческой деятельности ОПО любого класса опасности. Согласно ранее действующим приказам ПТР готовили и согласовывали в Ростехнадзоре, как и ППК. Актуальные нормы предписывают проходить согласование ПТР в Ростехнадзоре.

    В соответствии с отечественным законодательством все ИП и юридические лица, эксплуатирующие опасные участки, сооружения, оборудование, несут обязанности по:

    1. Участию в техническом расследовании аварийных ситуаций на производственных площадках
    2. Своевременному принятию мер для устранения и предотвращения повторных инцидентов
    3. Анализу предпосылок чрезвычайных ситуаций на опасных участках, устранению и профилактике подобных причин
    4. Информированию населения, федеральных и территориальных властей в области промышленной безопасности относительно произошедших аварий на ОПО

    Разработка положений занимает порядка 5 дней. Период согласования достигает 30 дней. ПТР составляется с учетом производственной специфики объекта.

    Чтобы подготовить документ, полностью отвечающий всем законодательным требованиям, необходимо изучить:

    • Информацию об аттестации персонала фирмы, работающей с ОПО
    • Технические характеристики опасной техники, площадок, участков, зданий и иных объектов
    • Свидетельство о регистрации и карту учета ОПО
    • Сведения, характеризующие объект
    • Данные об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, которые занимаются использованием ОПО
    • Приказ о назначении лица, отвечающего за производственный контроль в организации
    • Планы-графики проверок состояния производственных объектов
    • ППК, действующее на предприятии
    • Приказ руководителя о создании комиссии в сфере производственного контроля

    Российское законодательство не устанавливает специальных требований к лицам, занимающимся разработкой ПТР. Этот означает, что подготовить положения могут сторонние исполнители. Такой вариант часто выбирают, если на эксплуатирующем предприятии нет сотрудников с квалификацией, позволяющей создать ПТР.

    Профессиональные исполнители из специализированной компании смогут сформировать необходимые документы, опираясь на отличное знание отраслевого законодательства и многолетний опыт взаимодействия с контролирующими органами власти.

    Привлечение сторонних специалистов позволит:

    1. Получить положения, полностью соответствующие текущим требованиям промышленной безопасности
    2. Сэкономить время, силы и финансовые средства
    3. Избежать многочисленной переработки документации, исправления ошибок и неточностей

    Готовые положения подписываются ответственными сотрудниками эксплуатирующей компании и утверждаются ее директором

    Составленные и проверенные документы направляются на согласование в отделение Ростехнадзора. Должностные лица государственного органа рассматривают документы. В случае обнаружения недочетов, заявитель получит отказ в согласовании положения.

    Положение включает в себя 5 основных частей и приложения. Среди основных частей документа стоит выделить:

    • Вводный блок, где описываются термины и определения, даются классификации аварийных ситуаций
    • Общие положения, где отражаются данные о разработчиках и целях документа
    • Порядок работы комиссии
    • Правила оформления, учета и проверки данных о причинах чрезвычайных ситуаций
    • Сведения, характеризующие ОПО

    Среди основных приложений, которые должны в обязательном порядке входить в ПТР:

    1. Оперативное сообщение об аварии
    2. Сведения об инциденте на объекте трубопровода с применением горючих жидкостей и газов
    3. Сообщение о несчастном случае с летальным исходом, групповым травматизмом работников
    4. Акт технического расследования для установления причин аварии
    5. Протокол осмотра места инцидента и опроса очевидцев
    6. Журнал инцидентов на ОПО


    Похожие записи:

    Добавить комментарий